Воспитание в утробе матери. Не упустить возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает психогенетика. Одни и те же условия для одного могут быть положительными и желанными, а для другого – нежелательными, негативными. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, от того, какие ощущения и переживания испытывает ребенок, от создавшейся ситуации.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 65.05 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья— организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Ребёнок в полноценной семье является средоточием всех устремлений своих родителей, то есть тем самым аттрактором, к которому движется система из двух человек – семья.

Появление ребенка - огромное радостное событие в жизни каждой матери. Чувство материнства, светлое, трепетное, радостное и одновременно тревожное, наполняет жизнь любой женщины новым смыслом: ведь малыш целых девять месяцев был связан с матерью буквально душой и телом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться за девять месяцев до его рождения, то есть практически с первых недель беременности. По этому поводу существует такая притча, которая говорит о том, как к мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. И родители задали мудрецу вопрос: "Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?" На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней. Подразумевая как раз то, что воспитание - это процесс, который начинается не с "сознательного" возраста малыша, а даже до его рождения.

Люди отличаются друг от друга рядом психологических характеристик. Эти различия вызваны как неодинаковыми условиями жизни, так и несходными генотипами, поскольку генотипы людей содержат разные формы генов. Окружающая среда каждое мгновение действует на человека. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость — все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения.

Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает психогенетика. Одни и те же условия для одного могут быть положительными и желанными, а для другого – нежелательными, негативными. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, от того, какие ощущения и переживания испытывает ребенок, от создавшейся ситуации.

Очень сложное взаимодействие условий наследственности и среды остается совершенно непонятным, если не дать себе с самого начала ясного отчета в том, что эти два фактора не являются противоположными друг другу. Кроме того, именно благодаря своей наследственности человек создает свою среду, среда же дает наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления. Один фактор без другого теряет всякую реальность.

1.Воспитание в утробе матери. Не упустить возможности

 

1.1.Зачатие. Удивительные  сенсорные способности плода

 

В момент зачатия мать и отец - равноправные партнеры, однако на протяжении последующих девяти месяцев главным действующим лицом становится женщина. Тело матери - это колыбель, в которой формируется новая жизнь. Мать и ребенок представляют собой единый и неразрывный организм, поэтому они в равной степени страдают от плохого самочувствия и неблагоприятного воздействия внешнего мира, одинаково остро воспринимают победы и поражения, делят пополам все горести и радости. [1с.-30]

В начальный период развития (первый триместр) закладывается не только физическое, но и психическое здоровье ребёнка и такие важные характеристики личности, как отношение к себе и окружающим, интеллектуальный потенциал, стереотип поведения при столкновении с трудностями и, в определенной степени, характер и судьба человека. Во многом все это зависит от эмоционального благополучия родителей, и, в особенности, мамы малыша. 

Маленький эмбрион, без сомнения, способен воспринимать внешний мир. В этой связи нам хотелось бы упомянуть об одной традиции, существовавшей в Древнем Китае. На первых месяцах беременности жены будущий отец должен был пройти через церемонию знакомства с будущим ребенком. Он представлялся ему, рассказывал о себе, своей профессии, взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребенок оставался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском. [1с.-30]

Например, у нежеланных детей помимо различных отклонений в состоянии здоровья (высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, нейродермит, язва желудка) обнаруживается целый ряд психологических особенностей, которые нарушают их адаптацию в социуме. Они конфликтны, стремятся выделиться, обратить на себя внимание, что является их способом самоутверждения. Они склонны к асоциальным поступкам. Маленькие человечки, прошедшие первую школу ненависти и отвержения еще в лоне матери, уносят эти чувства с собой и регулярно «пользуются» ими при жизни. Таким людям нужно учиться быть счастливыми, потому что в утробе подобного опыта они не получили. [3,c.94]

Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения. Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости (околоплодные воды). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей. [1с.-9]

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух. Говоря о чувствительности, мы имеем в виду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери — ее матки и брюшной стенки. Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия (контакт через прикосновение) дает возможность поддерживать глубокий контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. [1с.-10]

В 1982 году японские ученые с помощью гидрофона доказали: ребенок в утробе «слышит» то, что происходит внутри мамы и вокруг нее. Однако все звуки воспринимаются через мать и, следовательно, приглушены (теряют до 30% громкости). Наиболее громкими оказываются вдохи и выдохи, шум крови в сосудах и, разумеется, биение материнского сердца. Малыш привыкает к ним и не потому ли после рождения с такой ностальгией тянется к материнской груди?

Музыка воздействует практически на все системы органов: частоту дыхания, моторику желудка и кишечника, тонус мышц и даже на интеллект. Правильно подобранные мелодии укрепляют клетки головного мозга и функциональную связь между полушариями. В результате у новорожденных повышается способность к обучению, чтению и иностранным языкам. У них лучше развит музыкальный слух. [3]

Поскольку первые контакты со звуком накладывают серьезный отпечаток на всю жизнь человека, к выбору мелодий следует подходить очень осторожно и взвешенно. Беременным рекомендуются приятные, умиротворяющие мелодии. Их периодическое звучание закладывает у ребенка хорошие музыкальные способности и предпочтения. Малыш распознает стихи и песни, «услышанные» им во чреве матери. Причем они успокаивают его и быстро снимают эмоциональное напряжение. Конечно, не надо утрировать и устраивать своего рода «концерты по заявкам эмбриона». Однако необходимо помнить: музыка, вызывающая у матери радость и покой, ощущение красоты, гармонии и уюта, передает тот же эмоциональный настрой и ее ребенку. [3]

 

 

 

 

 

 

1.2.Эмоциональный след

 

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора — качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.

 Давно доказано, что в моменты счастья и радости мозг человека вырабатывает эндорфины – гормоны радости. Эти гормоны попадают к плоду, и он испытывает те же эмоции – ему спокойно и радостно. Именно поэтому беременные женщины должны осознавать, что от их поведения напрямую зависит настроение, а в будущем и характер их ребенка. Беременная женщина должна постоянно общаться с будущим малышом, заниматься его развитием. Не стоит давать волю отрицательным эмоциям. Помните, плохо вам – плохо и вашему малышу. Эмоции и чувства матери передаются непосредственно плоду и оказывают отрицательное или положительное влияние на формирование характера ребенка.

Никто не станет оспаривать тот факт, что организм ребенка строится из тех самых материалов, которые поступают ему от матери. Следовательно, образ ее жизни, наличие вредных привычек, культура питания матери – все это и есть основа здоровья малыша. Стрессы во время беременности, курение, неправильное поведение матери могут привести к серьезным послеродовым заболеваниям у ребенка. Ребенок и мать – это единое целое. И прежде чем совершить тот или иной поступок, беременная женщина должна подумать о том, что его последствия могут негативно сказаться на ее ребенке.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не дошли руки до изучения их реакций в возрасте полового созревания и в период зрелости. [1с.-13]

Сегодня человечество все отчетливее понимает, что отсчет жизни начинается не в момент появления ребенка на свет, а гораздо раньше. Именно осознанием этого факта объясняется развертывание во многих странах мира нового движения, сторонники которого являются ярыми противниками абортов, считая их средством массового убийства беззащитных, слабых, но уже чувствующих и сжимающихся в крошечный комочек от страха за свою жизнь существ. [1с.-30]

1.3.Сознательное, положительное отношение к плоду  во время беременности

 

Ученые утверждают, что мысли и чувства матери передаются ребенку. Для своего ребенка мать является прямым посредником между ним и внешним миром. Ребенок воспринимает мир, так как его воспринимает мать. Он получает свои первые впечатления, и первые сведения о мире от матери. Уже древние цивилизации понимали и принимали всю значимость периода беременности. Например, африканцы, индийцы, египтяне, кельты, славяне старались обеспечить беременной женщине наиболее благоприятные условия. В Китае даже существовали специальные заведения, где беременные женщины вынашивали своего ребенка в полном покое, окруженные красотой. На Руси, забеременевшую женщину переводили жить в светелку.

Женщина может также попытаться зримо представить себе те качества, которые она хотела бы видеть у своего ребенка. Будущая мать с помощью воображения может нарисовать себе картины проявления этих качеств и в детском возрасте, и в более зрелом. При этом не следует особо сосредоточиваться на половой принадлежности будущего ребенка. [1с.-24]

Подобная визуализация - осознанное влияние на силы подсознания с целью их активизации и воплощения задуманного в жизнь. Однако здесь следует проявлять большую осторожность, чтобы избежать навязывания каких-то своих скрытых желаний. Дети не должны быть средством своеобразной компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем. [1с.-24]

Сознательное отношение матери к своему питанию позволяет формировать у еще не родившегося ребенка культуру питания. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное, отношение к пище. Поэзия, искусство, природа позволяют матери достичь определенного внутреннего состояния, которое фиксируется на клеточном уровне ребенка и воспитывают в нем чувство прекрасного. Но не стоит всю ответственность за внутриутробное воспитание перекладывать на плечи матери. Очень важным является и общение отца с еще не родившимся ребенком.

Если каждая женщина, и каждый мужчина направят все свои усилия на то, чтобы ребенок еще в утробе почувствовал их любовь и заботу, то в нашем мире не останется несчастливых людей.

 

2.Семейные средовые компоненты  фенотипической дисперсии

 

2.1. Исследование средовых  условий развития

 

В качестве различающейся среды в генетике поведения рассматриваются те параметры средового опыта, которые не совпадают у сравниваемых родственников. Так, дети, живущие в одной и той же семье, различаются по возрасту и интересам, могут учиться в разных классах, читать разные книги, дружить с разными детьми и т.д. [2 c.-196]

Казалось бы, разграничение общих и различающихся средовых влияний совершенно очевидно, однако, как показали экспериментальные исследования условий развития детей, границы между общей и различающейся средой не столь определенны, как может показаться на первый взгляд. [2 c.-196]

Дж.Данн и Ш.Макгир обобщили данные трех английских лонгитюдов и результаты Колорадского исследования приемных семей, полученные на контрольных семьях (т.е. на семьях, в которых дети живут со своими собственными родителями). Во всех исследованиях особенности развития сибсов, их взаимоотношений друг с другом и с родителями были прослежены от рождения до подросткового возраста. Результаты этого обобщения состоят в следующем (Dunn J., McGuire S., 1994). [2 c.-196]

Информация о работе Воспитание в утробе матери. Не упустить возможности