Вопрос о происхождении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).
Ф возможность морфологичекой эволюции предков человека, но отвергается эволюция его духовной сферы.
Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.
Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время. В настоящее время в науке общепризнана фактически только синтетическая теория эволюции. Она основана на теории естественного отбора Ч. Дарвина и данных современной генетики. Согласно ей, человек произошел от приматов в ходе длительной биологической эволюции. Эволюционировали как биологические, так и социальные признаки.
Биологические данные говорят о близком родстве человека и приматов. Это родство проявляется как в анатомическом строении, так и поведении. Наиболее близким к человеку приматом является шимпанзе.

Оглавление

Введение
Основная часть
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

вопрос о происхождении человека.doc

— 94.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература
 

Введение 

Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Антропоцентризм - философское учение, согласно которому человек есть центр  Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.

В то же время, история понятия «антропоцентризм» гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина - светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом. Человек является центральной фигурой в мифологии и религиях многих народов. Является он основным объектом изучения и в современной науке.

Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: "Откуда мы?", "Каково наше место в мире?" Разные народы в  разные времена давали свои ответы на этот вопрос. 

Основная  часть 

     Племена с примитивной культурой  охотно выбирали себе в предки  разных животных. Делавары считали  своим родоночальником орла, айны  и папуасы из Моресбей - собаку, древние датчане и шведы - медведя, осаги - улитку. В глубокой древности берет начало идея о происхождении человека от обезьяны. Например, такие ультрадарвинистические, как мы могли бы сказать теперь, убеждения бытовали у малайцев и тибетцев. Южные арабы, древние мексиканцы и африканцы берега Лоанго, напротив, считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги.

     Люди "возникали" по-разному.  У одних народов они появлялись  сами по себе, у других их  создавали боги. С развитием цивилизаций  роль богов возрастала. Своего  апогея она достигла в трех мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе. Боги делали человека из глины и из дыхания, из тростника и единою мыслью...

     Бытовали и иные представления  о месте человека в системе  природы. Эпоха античности ознаменовалась  началом развития философской мысли. Занимаясь в основном вопросами более высокого порядка, античные авторы были не слишком многословны в своих трактовках возникновения человеческого рода. В их работах вопрос антропогенеза часто решался в духе мифологической традиции. Но была и иная точка зрения - возникновение и развитие человека как неотъемлемой части живой и неживой природы.

Начиная с XVIII в. и до современности вопрос о природе человека оставался  весьма популярным у философов, в  трудах которых можно найти немало весьма оригинальных взглядов на эту проблему. Но философы меньше говорят о возникновении человека, и больше - о его месте, значении и предназначении во Вселенной. Зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии. Стройность же своих построений она заимствует у науки.

     Хотя первые высказывания науки  по поводу возникновения человека  делались с оглядкой на религиозные  догматы, с завершением эпохи  средневековья она приобрела  самостоятельность. Главным отличием  науки от религии и философии  является стремление обосновать свои выводы, найти им подтверждение в фактах. А факты говорили науке о родстве людей и обезьян. Процесс развития, приведший к появлению современного человека, получил в науке особое название - антропогенез.

     Антропогенез - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс.

     И религиозные, и философские,  и научные взгляды со временем  менялись, влияли друг на друга  и причудливо переплетались. Иногда  крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.

Причины этого такие:

  • большой интерес публики и как следствие - необходимость осторожности в выводах, пересечение с религиозными, философскими, традиционными и даже политическими воззрениями;
  • многие неспециалисты занимаются антропогенезом - их точки зрения могут быть более популярны, чем строго научные построения;
  • недостаток материалов - ограниченность ископаемых находок, их фрагментарность, часто - труднодоступность для изучения.

Одной из причин является и существование  множества методов изучения процесса антропогенеза, часто приводящих специалистов к неоднозначным и неодинаковым результатам.

Согласно  религиозным воззрениям, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами. Такая точка зрения называется креационизм. Пути создания человека в разных верованиях различаются. Слово же "креационизм" применяется обычно в связи с христианством, а еще точнее, католицизмом.

     Креационизм можно разделить  на ортодоксальный и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают  единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании  (Библии). Согласно ей, человек, как  и другие живые организмы, был  создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

     Теологи-эволюционисты признают  возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут  превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

     Как ни удивительно, западный  католицизм официально стоит  на позициях эволюционного креационизма. Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает,  что Бог мог создать не готового  человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу.

     Современные креационисты проводят  многочисленные исследования с  целью доказать отсутствие преемственности  древних людей с современными или же существование современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и официальная наука, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, большинство доказательств по поводу происхождения человека опирается на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения. Весьма часто креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что еще недостаточно полно освещены или незнакомы самим креационистам.

     Стоит указать, что число креационистких  течений, - и философских, и научных, - весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число ученых-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.

С античных времен зародилась мысль, что  весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Такое мировоззрение носит название глобальный эволюционизм.

     Человек является частью мира  и занимает в нем вполне  определенное место. Согласно  разным вариантам глобального  эволюционизма, место это более  или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее.

     Представителями глобального эволюционизма  являются К.М. Бэр, П. Тейяр  де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н.  Моисеев.

     В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал  "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня.

     Идея непрерывного усложнения  Вселенной получила значительное  развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы.

     Согласно концепции крупного  отечественного философа Н.Н.  Моисеева, Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды.

     Относительно непосредственно процесса  эволюции человека сторонники  глобального эволюционизма склоняются  к научной точке зрения. И П.  Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев,  кроме направленности эволюционного  процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции.

После средневекового застоя, в XVIII в. наука  начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этого времени - Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д. Монбоддо и другие - часто  высказывали мнение о "перерождении" одних организмов в другие, в том числе - обезьяны в человека. Изучение анатомии и морфологии самых разнообразных животных приводило к мысли о большем или меньшем их сходстве. Часто это представлялось в виде так называемой "лестницы существ". "Лестница" ведет от низших организмов к высшим, с человеком на вершине, но зачастую вовсе не подразумевает родство этих форм.

     Концепция изменения одних существ  в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов  все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.

     Куда более резкий общественный  и научный резонанс вызвала  теория эволюции Ч. Дравина,  опубликованная в 1859 г. в книге  "Происхождение видов путем естественного отбора", в 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой подбор" и в других работах. С момента опубликования, взгляды Ч. Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников - епископа Уильберфорса, натуралиста Майварта и др. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходит изменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго - в течение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

Информация о работе Вопрос о происхождении человека