Воображение в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Природа воображения и его виды……………………………………………4
1.2 Приемы воображения……...………………………………………………… 7
1.3 Роль воображения в деятельности человека………………………………..8
2. ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
2.1 Описание роли и значения воображения в будущей профессии………………………………………..……………………………….9
2.2 Условия, способствующие развитию творческого воображения………………………………………….…………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
Литература…………..…………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Не меньшую роль играет воображение и в процессах мышления. «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (понятия) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, неосознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию… Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее есть известный кусочек фантазии » (это сказал еще в далеком прошлом Ленин).

Мышление не есть прямое и непосредственное отражение связей, наблюдаемых в объективном мире. Прежде чем отобразить эту связь, человек проходит в своем мышлении длинный путь, в котором большое значение имеет деятельность воображения: сперва эта связь выступает как предполагаемая, воображаемая, и только затем, после логического анализа, теоретической и практической проверки, она оформляется как научно обоснованная и доказанная.

Воображение необходимо даже в такой, казалось бы сухой и не требующей фантазии, научной дисциплине, как математика. Даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Без воображения ученый не может представить себе ни строения атома, ни управляющих им законов.

 

 

2.  ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

2.1 Описание роли и значения воображения в будущей профессии

Воображение нужно в любой профессии, в одной больше, в другой меньше. Возьмем для примера практическую юриспруденцию. Чем хороший юрист-практик отличается от плохого? Лучшим знанием законов, логикой, умом? Не только. Его также отличает богатое юридическое воображение, то есть способность составлять продуманные юридические документы, учитывающие все мыслимые варианты «а что если…?».

Эйнштейн, а также многие ученые до и после него любили повторять: «В физике воображение важнее знаний». Без воображения не обойтись и в бизнесе. А нужно ли воображение маркетологу? Давайте подумаем. Им постоянно приходится задавать себе множество вопросов от клиента. Но даже формулирование надлежащих вопросов требует воображения, не говоря уже об ответах на них.

Откуда брать ответы на все эти вопросы? Некоторые считают, что ответы на некоторые из них могут дать исследования рынка. Однако печальная статистика этих исследований, нехватка времени и средств заставляют маркетолога додумывать и достраивать недостающие звенья. Здесь без воображения не обойтись.

В своей книге «Маркетинговое воображение» известный маркетолог Теодор Левитт писал: «Исходной точкой успеха в маркетинге является маркетинговое воображение. От других видов воображения его отличает то, что оно дает возможность получить уникальное представление о клиентах, их проблемах и возможностях завладеть их вниманием и их привычками».

Хороший маркетолог должен представлять себя на месте не только клиента, но и продукта – как продукт попадает к клиенту, как он используется, какие могут быть у пользователя проблемы с данным продуктом? Но воображение без цели, границ и дисциплины бессмысленно и опасно. Выдающийся рекламный деятель Дэвид Огилви говорил о том, что маркетологу нужно «живое воображение, смягченное маркетинговой мудростью».

В одном из приведенных выше определений маркетинга говорилось о предугадывании потребностей клиента. А как можно что-то предугадывать без воображения? Именно умение предугадывать потребности позволяет создавать инновационные продукты и никакие исследования рынка здесь не помогут.

Также для маркетолога важно тренировать воображение. Когда это войдет в привычку, то воображение может превратиться в продуктивный «инструмент».

2.2 Условия, способствующие развитию творческого воображения

          

И мышление, и фантазия, возникшие в трудовой деятельности, исключительно важны для организации и осуществления в любом виде деятельности. С другой стороны, конструктивно участвуя в любой деятельности, человек развивает в себе самом навыки воображения и творчества.

Трудно дать однозначные рекомендации, как целенаправленно развить свое воображение. Приведу несколько самых общих условий, которые способствуют развитию творческого воображения.

1. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль. О некоторых таких играх рассказывает в своей книге «Грамматика фантазии» известный писатель Джанни Родари. Приведу для примера описание наиболее доступных игр.

«Игра со словами» — началом игры может служить любое слово, которое является ключевым. К каждой его букве придумываются первые пришедшие в голову слова. Начинаются эти слова с буквы, входящей в ключевое слово. Затем из этих слов придумывается история или рифмованные строки (стихи).

«Игра в рассказчика» — все участники игры по очереди рассказывают своим товарищам выдуманную историю. Затем иллюстрируют свой рассказ рисунками.

«Игра в фантастические гипотезы» — техника ее заключается в постановке вопроса: что было бы, если бы…? Играющий должен быстро назвать любые пришедшие ему в голову подлежащее и сказуемое. Они в сочетании со словами «что было бы, если бы…» создадут гипотезу, на основе которой начинает работать фантазия. Например: «Что было бы, если бы город Витебск оказался посреди моря?»; «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил конфет?» и т. д. Больше всего увлекают самые неожиданные и даже нелепые вопросы. Польза от такой игры в том, что воображение привыкает «соскальзывать» с привычных накатанных рельсов обычного смысла и в своем развитии получает мощный толчок.

«Игра в придумывание загадок» — очень облегчает придумывание загадок такой прием, как отстранение от знаний, т. е. как бы характеристика объекта или явления для человека, который его никогда не видел и ничего о нем не слышал.

2. Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

3. Воображение развивается при чтении книг. Многие имеют привычку пропускать места в книгах, где дается описание природы, интерьера, внешности персонажа. В результате этого воссоздающее воображение не получает пищи и поэтому не развивается. Если же при чтении литературы вы воссоздаете при помощи воображения то, что описано в них, то тренируется ваше воображение, происходит его формирование и совершенствование.

4. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение разных географических карт. Умение путешествовать по карте и представлять в своем воображении различные места обогащает человека и развивает его воображение.

5. Совершенствует воображение внимательное рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в раз­личных проекциях.

Техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность — важный путь развития воображения. В техническом изобретательстве в разных формах соотносятся образ и мысль. Образы, с одной стороны, дают материал для мысли, а с другой — служат ее проверкой. Изобретатель в образах видит то, что получится конкретно, если будет реализована его идея. Образы сопоставляются, ассоциируются с уже известными, предметы образов изменяются в размерах.

В процесс изобретения обязательно входят графические операции по выполнению рисунков, чертежей, что также способствует тренировке воображения.

6. Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой. Чем больше человек наблюдает и фиксирует свои наблюдения (в рисунках, сочинениях и т. п.), тем больше у него активный запас того образного материала, который можно использовать в процессе воображения.

7. Общение с детьми. Зачастую воображение у детей настолько развито, что необходимо специально указывать им на то, что нельзя о воображаемых событиях рассказывать так же, как и о происходивших в действительности. Общаясь с детьми, взрослый человек способен развить свое творческое начало и воображение.

Развитие воображения важно и для детей и для взрослых, ведь оно является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что воображение - одна из важнейших сторон нашей жизни. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико и его трудно переоценить. Воображение необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

Велика, но не всегда заметна роль воображения в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено.

Также следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому воображение необходимо развивать у человека с раннего детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Бордовская И.В. Педагогика: учеб.для вузов/ И.В.Бордовская, А.А.Реан.-СПб,2006.

2. Березовин И.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие/ Н.А.Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховских.-Минск, 2004

3. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов непедагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/ Г.В.Бороздина.-Минск, 2004

4. Вайнштейн Л.А. Общая психология: учебное пособие/ Л.А.Вайштейн [и др].- Минск, 2005

5. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики: конспект лекций/ М.А.Ерофеева – М, 2006

6. Лебедев В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. - М.: Ин-т Психотерапии, 2002.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009.

 



Информация о работе Воображение в психологии