Воображение сущность, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:58, реферат

Краткое описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------- 3
Воображение -------------------------------------------------- 4
Сущность воображения --------------------------------- 5
Виды воображения --------------------------------------- 6
Заключение ---------------------------------------------------- 12
Список литературы ------------------------------------------ 13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии).docx

— 43.05 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение ------------------------------------------------------- 3
  2. Воображение -------------------------------------------------- 4
    1. Сущность воображения --------------------------------- 5
    2. Виды воображения --------------------------------------- 6
  3. Заключение ---------------------------------------------------- 12
  4. Список литературы ------------------------------------------ 13

 

 

 

  

ВВЕДЕНИЕ

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью.

 Специфичность данной  формы психического процесса  заключается в том, что воображение,  вероятно, характерно только для  человека и странным образом  связано с деятельностью организма,  будучи в то же самое время  самым "психическим" из всех  психических процессов и состояний.  Последнее означает, что ни в  чем другом, кроме воображения,  не проявляется идеальный и  загадочный характер психики.  Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

 Однако феномен воображения  остается загадочным и в наши  дни. Человечеству до сих пор  почти ничего не известно именно  о механизме воображения, в  том числе о его анатомо-физиологической  основе. Вопросы о том, где в  мозгу человека локализовано  воображение, с работой каких  известных нам нервных структур  оно связано, сегодня еще не  разгаданы. По крайней мере, об  этом мы можем сказать гораздо  меньше, чем, например, об ощущениях,  восприятии, внимании и памяти, которые  изучены в достаточной степени. 

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение представляет собой  особую форму отражения, которая  заключается в создании новых  образов и идей путем переработки  имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения  реальных предметов воображаемыми  и воссоздающего воображения. Ребенок  постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и  их системы. Содержание этих образов  развивается и обогащается. Развивается  творческое воображение, когда ребенок  не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение  становиться опосредованным и преднамеренным.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

 

 

СУЩНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ 

 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря  воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования  человека как вида. Оно выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о  прошлом, открывает будущее.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить  никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах  памяти, произвольно воскрешаемых усилием  воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного  вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех  случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или  нежелательны.

 

 

 

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Воображение характеризуется  активностью, действенностью. Опережающее  отражение действительности происходит в воображении в виде ярких  представлений, образов. Для более  полного представления о видах  и способах воображения можно  воспользоваться схемой.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения  осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

Первый такой  способ - агглютинация, т. е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

Третий известный  способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов  фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании  синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения  и его развития.

 

Четыре основных вида воображения:

 

Активное  воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное  воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное  воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С процессом воображения  в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного  творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление  в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники, могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной  базы для фантазии. Однако никакая  фантазия не способна изобрести нечто  такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические  средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и  в тех случаях, когда воссоздание  действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с  активным воображением: прежде чем  запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые  усилия. Нередко активное воображение  настолько захватывает творца, что  он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый  им образ. Немало свидетельств этому  дано в литературе.

Реже импульсом творческого  процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые  от воли художника образы чаще всего  являются продуктом подсознательной  работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные  в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения  в художественном творчестве. Так, Франц  Кафка исключительную роль в своем  творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных  произведениях.

Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого  воображения не ограничивается литературой и искусством. Вне  меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

    • Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
    • Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
    • Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
    • Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Велика, но не всегда заметна  роль фантазии в практической производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном предмете можно  увидеть опредмеченную, воплощённую  мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее  история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая  вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного  воплощения. Четыре века назад обычное  оконное стекло было неосуществимой мечтой. В те времена можно было только мечтать о прозрачном материале, который пропускал бы свет, как  воздух. Такой прозрачный материал удалось получить, усовершенствовав технологию изготовления стекла. Но со временем были обнаружены и недостатки стекла. Так, стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей: у детей находящихся в  помещении с такими стёклами, не крепнут кости, солнечные лучи, профильтрованные стеклом, почти безопасны для  вредных микробов. Небольшая прочность  стекла особенно опасна при автомобильных  катастрофах. Новые достижения в  производстве стекла порождают новые  потребности, которые принимают  форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые лучи, о стекле, прочном, как сталь. И эти мечты осуществляются, давая начала новым.

Информация о работе Воображение сущность, виды