Воображение как универсальная человеческая способность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей воображения как универсальной человеческой способности.
Объектом исследования является воображение как один из психологических процессов.
Структура контрольной работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы.

Оглавление

Введение
1. Понятие «воображение» в психологии.
2.Воображение как универсальная человеческая способность.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ контрольная работа.docx

— 38.86 Кб (Скачать)

Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального  образования

«Московский областной  гуманитарный институт»

________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

контрольная работа

 

 

«Воображение как универсальная человеческая способность»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса,

группа М-12-11

Картышева Оксана Викторовна

 

Проверил: Володин А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подольск 2012

ПЛАН

Введение

1. Понятие «воображение» в психологии.

2.Воображение как универсальная  человеческая способность.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воображение — особая форма  человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым  «психическим» из всех психических  процессов и состояний. Последнее  означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что  именно воображение, желание его  понять и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни [№8, с.260].

Актуальность  исследования. Воображение постоянно балансирует на грани сознательного и бессознательного, одного ассоциативного контекста и второго, деструктивности и конструктивности; поэтому оно всегда создает широкий простор для самоопределения человека как творца. Конечно, одного лишь воображения как отдельного психического процесса недостаточно для того, чтобы произошла полноценная творческая деятельность человека; здесь воображение вступает в плодотворный союз с другими творческими психическими процессами - интуицией и мышлением.

  Вопрос о воображении как универсальной человеческой способности   являлся предметом исследований различных авторов в психологии           (Л.С. Выгодский, В. М. Розин, А. Г. Маклаков, Р. Г. Натадзе, В. В. Давыдов, Л. С. Рубинштейн и др.). В данных исследованиях были рассмотрены различные аспекты, связанные с изучением воображения как одного из психических процессов.

Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение имеет огромное значение для развития человека как  вида.

Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства —  в ходе создания и освоения продуктов  художественного творчества.

Цель исследования заключается в изучении особенностей воображения как универсальной человеческой способности.

Объектом  исследования является воображение как один из психологических процессов.

Структура контрольной работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «воображение» в психологии.

 

Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение имеет огромное значение для развития человека как  вида.  Воображение - это тайное «действо» психики, которое ставит её на высший уровень развития природы. Процесс воображения свойственен только человеку и является специфическим видом его психической активности. Воображаемый образ - это своеобразная психическая модель продукта будущего [№3,с.198].

Воображение - это необходимый  элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов  труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех, случаях, когда проблемная ситуация характеризуется  неопределенностью. Вместе с тем  воображение может выступать  как средство создания образов, не программирующих  активную деятельность, а заменяющих ее [№8, с. 342].

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в  любом случае источник воображения  — объективная реальность. Воображение  — это образное конструирование  содержания понятия о предмете (или  проектирование схемы действий с  ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в  конкретном материале выражение) [№10, с. 204].

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково  проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным  художественное, научное и техническое  творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано  рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- всё  это является продуктом человеческого  воображения и творчества, основанного  на этом воображении [№1, с.5].

Воображение —  это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых  представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.  Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения [№6, с. 284].

                                               

Виды воображения.

 

Воображение    характеризуется  по степени активности и по характеру  образа. 

По степени активности можно выделить активное и пассивное  воображение.

Активное воображение - всегда направлено на решение творческой или  личностной задачи. Характеризуется  тем, что пользуясь им  человек  по собственному желанию,  усилием  воли вызывает у себя соответствующие  образы. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии.

Пассивное воображение - подчинено  желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности  личности. Образы и представления  пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и  аффектов [№12].

К активному воображению  можно отнести воссоздающее и  творческое.

Воссоздающее воображение  — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование  новых образов, представлений у  людей в соответствии с воспринятой  извне стимуляцией в виде словесных  сообщений, схем, условных изображений  и знаков. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями [№5, с 286].

      Творческое воображение- это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей. Является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Создаёт несуществующие и маловероятные объекты. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

К пассивному воображению  относятся преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное воображение  – это грезы и мечты.    

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы  занимают промежуточное положение  между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит  в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более  или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты  как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни  еще впереди [№11].

Сновидения относятся  к непреднамеренному воображению.

Сновидения могут отражать процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано  с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Существует еще  продуктивное и репродуктивное воображение.    Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное воображение  — это воображение, в продуктах  которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение  начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают  свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному  мастерству. 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Воображение  как универсальная человеческая  способность.

 Воображение  как всеобщая человеческая способность,  без которой мы вообще были  бы не в состоянии видеть  окружающий мир, в ее низших, элементарных формах, воспитывается  самыми обычными условиями жизни.  В элементарных формах эта  способность ничего специфически  человеческого в себе не заключает:  собака тоже видит вещи, но  видит она в окружающем мире  именно то, и только то, что  важно с ее «собачьей точки  зрения», — то, что ей нужно видеть, чтобы биологически приспособиться к условиям, ее взор управляется чисто биологическими потребностями, и «ухватывает» (замечает) только то, что находится в связи с ними. Поэтому, хотя собака способна различать такие тончайшие оттенки запахов, которые человек просто не в состоянии почувствовать, она воспринимает в окружающем мире бесконечно меньше, чем человек, взором которого управляет не органическая потребность его тела, а усвоенные им потребности развития общественно-человеческой культуры.

Животное  видит мир глазами того вида, к  которому оно принадлежит, человек  — глазами рода человеческого, значит, он видит и то, что никакого отношения к непосредственно физическим потребностям его тела (желудка, в частности) не имеет. «На животное производят впечатление только непосредственно для жизни необходимые лучи солнца, на человека — равнодушное сияние отдаленнейших звезд. Только человеку доступны чистые интеллектуальные радости и аффекты; только человеческие глаза знают духовные пиршества», — сказал философ Фейербах [№2].  

Э.В. Ильенков, опираясь на взгляды  И. Канта, считал воображение универсальной  способностью человека, рассматривая его как всеобщее свойство человеческого  сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека.                                       

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как  своеобразное соотнесение всеобщего  и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому  в самом акте созерцания отдельный  факт открывается в своем универсальном  ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность.

Воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что  предметное целое воспроизводится  им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии  и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства —  в ходе создания и освоения продуктов  художественного творчества. Онтогенетические предпосылки воображения коренятся  в определенных видах ориентировочной  деятельности детей младенческого  и раннего возраста. Одним из ведущих  источников его развития в детстве  становится игра дошкольников; благодаря  ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами другого  человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э.В.Ильенков,            В.В. Давыдов),принадлежит к числу  фундаментальных характеристик  воображения.

Информация о работе Воображение как универсальная человеческая способность