Воображение и способы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников и подростков на базе активизации фантазии.
Задачами данной работы является:
- изучить классификацию и операции воображения;
- выяснить, что способствует развитию воображения и что препятствует его развитию;
- рассмотреть основные методики развития воображения у детей.

Оглавление

Введение 3 1 Классификация воображения 4
2 Операции воображения 6
3 Способы развития воображения 10
Заключение 14
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЭкиП-10 КП Пяткова К.Г. Вооброжение и развитие.docx

— 42.07 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет» 

Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине:  психология и педогогика

по теме: воображение и способы его развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Исполнитель: студентка

                специальности Экономика и                                                                               право

                        группа  ЭКИП-10 КП

                                        Пяткова К.Г.

                                                    Руководитель: Типушкова Н.В 
 
 
 
 

Екатеринбург

              2012

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                    3                      1 Классификация воображения                                                                  4

2 Операции воображения            6           

3 Способы развития  воображения                                                                           10 

Заключение            14  

Список использованных источников                                                                        15 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится!

     Воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

     Вместе  с уменьшением способности фантазировать  у человека обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и  науке.

     Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в  детстве, через развитие высших психических  функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить  наибольшее внимание в воспитании ребенка  в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

     Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников и подростков на базе активизации фантазии.

     Задачами данной работы является:

- изучить  классификацию и операции воображения;

- выяснить, что способствует развитию воображения  и что препятствует его развитию;

- рассмотреть  основные методики развития воображения  у детей.

     1 КЛАССИФИКАЦИЯ ВООБРОЖЕНИЯ 

     Воображение - это процесс отражения  действительности за пределами

существующих  связей и отношений. Преобразуя образы и представления,

воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

     Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов.

     Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого, выделяют пассивное и активное воображение. В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном – репродуктивное и творческое воображение. В этой последовательности каждый следующий вид воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

     Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

     Грезы подразумевают возможность вызвать  их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Аутистическое мышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).

     Более активный вариант грез –  мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

     Репродуктивное  воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. При таком воспроизведении, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

     Творческое, воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е. с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.1 
 
 
 
 
 
 

2 ОПЕРАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ 

     Для трансформации данных и создания продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции – слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.2

     Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе.

Так, Пастернак  говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (т.е. его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей и т.д.

     Особый  вид слияния — это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец — полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

     Гиперболизация  повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Так, в классических комедиях (например, в комедиях Фонвизина) Недоросль, Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их силу и отвагу. Ум и ловкость ребенка (мальчик-с-пальчик) особенно велики по контрасту с величиной и глупостью людоеда — это тоже результат гиперболизации.

     Акцентирование, так же как и гиперболизация, связано с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

     Другим  способом придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя, правдоподобие в описании героев

сохраняется. Типизация использована, например, А.Н. Островским в описании купцов в  его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.

     Воображение тесно связано с другими сторонами психики – эмоциями, памятью, мышлением.

     Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания.3

     Однако  не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голос врача или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого человека на подарок усиливает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

     Не  менее тесной является и связь  воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый

стереотип отражает только  тот факт, что дети чаще делятся своими

воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

     Роль  памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. Сходный механизм проявляется и при образовании личностных смыслов, однако в этом случае важны не только память, опыт, но

Информация о работе Воображение и способы его развития