Воображение и представление. Виды воображения. Приемы создания образов воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Файлы: 1 файл

Воображение и представление.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

У всех людей способности  к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного  рода аспектов. К ним относятся  врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия  обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических  процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно  стимулируется жизненными потребностями  и мотивами и осуществляется с  помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача  и перемещение.    

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).     

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.    

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества  частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.   

 Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.    

 Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).    

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему  качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).    

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.    

 Все  приемы воображения работают  как единая система. Поэтому  при создании одного образа  могут использоваться несколько  из них. В большинстве случаев  приемы создания образов плохо  осознаются субъектом. 
Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление — это психический  процесс отражения предметов  или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит  восприятие объектов, имевшее место  в прошлом. Можно выделить несколько  типов представлений. Во-первых, это  представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в  прошлом какого-либо предмета или  явления. Во-вторых, это представления  воображения. На первый взгляд этот тип  представлений не соответствует  определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это  только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают  не сами по себе, а в результате нашей  практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или  воображения, — они чрезвычайно  важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с  представлениями, так же как и  память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Основные характеристики представлений

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления  характеризуются наглядностью. Представления  — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается  их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой  представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные  части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой  представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный  образ, будь то какой-либо предмет или  чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались  его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь  его вызвать. Кроме того, представления  очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления  — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной  мере обобщенные образы. В этом заключается  их близость к понятиям. Обобщение  имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой  группе сходных предметов (представление  стула вообще, представление кошки  вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется  какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения  отдельных образов восприятия. Степень  обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Классификация и  виды представлений

Поскольку в основе представлений  лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений  можно осуществить по следующим  признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о  представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о  частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений  можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

Большинство имеющихся у  нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной  особенностью зрительных представлений  является то, что в отдельных случаях  они бывают предельно конкретными  и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области слуховых представлений  важнейшее значение имеют речевые  и музыкальные представления. В  свою очередь, речевые представления  также могут подразделяться на несколько  подтипов: фонетические представления  и темброво-интонационные речевые  представления. Суть музыкальных представлений  главным образом заключается  в представлении о соотношении  звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений  — двигательные представления. По характеру  возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как  никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны  с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих  мышц. Экспериментально доказано, что  всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда  ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько  схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к  ним неприменим. Однако они все  же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей  — они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в  основном являются зрительно-двигательными  представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент.

Кроме того, все представления  различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять  на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются  по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации  воли и памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели

Операции представлений

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование  между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение  в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией  все люди могут быть разделены  в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями  смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием  представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает.

Человек с преобладанием  представлений слухового типа, вспоминая  текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в  виде слухового образа.

Человек с преобладанием  представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений  встречаются крайне редко. У большинства  людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного  человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений.

Важнейшим условием развития представлений является наличие  достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом развития представлений является переход  от их непроизвольного возникновения  к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует  иметь в виду, что всякое представление  содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего  значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это  путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд  частных индивидуальных признаков  и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.


Информация о работе Воображение и представление. Виды воображения. Приемы создания образов воображения