Воображение и индивидуальное творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Оглавление

4
Глава 1. Психологические основы исследования
воображения и индивидуального творчества
1.1. Понятие о воображении в психологии
1.2. Характеристика свойств и функций воображения
1.3. Особенности влияния воображения на
индивидуальное творчество

Глава 2. Методы исследования воображения и
индивидуального творчества
2.1. Характеристика методов диагностики
воображения и индивидуального творчества
2.2. Описание анализа результатов изучения
воображения и индивидуального творчества
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕпо психологии.doc

— 182.00 Кб (Скачать)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра социальной работы и психологии

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Общая психология»

На тему «Воображение и индивидуальное творчество»

                                                                     Выполнила:

                                                                     студентка факультета 

                                                                     заочного обучения гр.ПЛ-12с

                                                                      Рыжих Ольга Николаевна

                                                                      Научный руководитель:

                                                                      к.с.н., ст. преподаватель

                                                                      Голева Татьяна Викторовна

Белгород 2011г.

Содержание 

                                                                                             стр.

Введение 

                                                                                          4

Глава 1. Психологические  основы исследования

 воображения и индивидуального  творчества

1.1.       Понятие о воображении в психологии                                

1.2.       Характеристика свойств и функций воображения

1.3.      Особенности влияния воображения на

             индивидуальное творчество

 

Глава 2. Методы исследования воображения  и

             индивидуального творчества

2.1.        Характеристика методов диагностики

              воображения и индивидуального творчества

2.2.       Описание анализа результатов изучения

            воображения и индивидуального творчества

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальность данной темы обусловлено тем, что воображение является важным психологическим качеством для развития индивидуального творчества.

        С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся  человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. 

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить  никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах  памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе  для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении.

   В данной курсовой работе нами поставлена цель - изучить воображение и индивидуальное творчество.

   В курсовой работе нами предполагается решить следующие задачи, которые являются изучением, изложением и обоснованием выводов и предложений по следующим вопросам:

1)   Рассмотреть психологические основы исследования

       воображения и индивидуального творчества

1.   Раскрыть понятие о воображении в психологии                                

2.   Дать   характеристику свойств и функций воображения

3.    Выявить особенности влияния воображения на

             индивидуальное творчество

2)   Подобрать методы исследования  воображения и

              индивидуального творчества

1.     Рассмотреть  характеристику методов диагностики

              воображения и индивидуального  творчества

2.     Сделать описание  анализа результатов изучения

             воображения и индивидуального  творчества

   Объектом нашего исследования  является психологические основы  исследования воображения и индивидуального творчества.

    Предметом нашего исследования  является методы исследования  воображения и индивидуального  творчества.

    Для изучения поставленной проблемы было изучено 15 источников учебной и научной литературы. Курсовая работа основана на теоретических методах Роршаха.

     Структура  курсовой работы традиционна. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений, общий объем курсовой работы составляет   38  страницы.

 

Глава 1. Психологические  основы исследования воображения и  индивидуального творчества

    1. Понятие о воображении в психологии

     Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.                                           Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущие представлено в мечтах и фантазиях. 

   Всякое  воображение  порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием.  Эти изменения и преобразования  могут выразиться в том, что  человек, исходя из знаний и  опираясь на опыт, вообразит, т.е.  создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастических по своей необычности жизнь в невесомости, в окружении звезд и планет.

    Воображение  может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

      Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

   Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л. Рубинштейн [12] пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов»

    Л.С. Выготский  [6] считает, что «воображение не  повторяет впечатлений, которые  накоплены прежде, а строит какие-то  новые ряды из прежде накопленных  впечатлений. Таким образом, привнесение  нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением»

    Согласно Е.И. Игнатьеву [7], «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» [17] определяет воображение как «способность создавать новые чувственные  или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Таким образом, как видно  из определений, существенным признаком  воображения считается способность  субъекта создавать новые образы.              Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

      Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

      Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое  преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

      Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.

     Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой - образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

     Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовать. Но и эта противоположность существует и осуществляется в конкретной деятельности человека лишь как единство противоположностей. В процессе развития с изменением воображения и процессов сохранения и воспроизведения изменялось и их взаимное отношение. На ранних ступенях развития, когда отношение воспроизведенного образа к прошлому не сознается четко как таковое, сознательная установка на точность воспроизведения, на его соответствие объективной действительности еще отсутствует. Поэтому на этих ранних ступенях воспроизведение далеко не является копией воспроизводимого. Оно содержит множество неправильностей, сдвигов, изменений, трансформаций; воспроизведение еще четко не отделилось от воображения.

     В свою очередь, воображение, которое всегда предполагает некоторую независимость от непосредственно данного, не отделилось четко от воспроизведения, пока эта независимость в какой-то мере не осознана. Воображение в собственном смысле имеется лишь тогда, когда течение образов перестает быть непроизвольным изменением, как бы искажением образов-представлений, становясь свободным оперированием образами, не связанным установкой на воспроизведение. По мере восхождения ко все более высоким ступеням или формам воображения оно все более четко дифференцируется от памяти.

Информация о работе Воображение и индивидуальное творчество