Волевые качества военослужщих

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Личность- сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно- историческою развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Оглавление

Понятие "личность" в психологии.
Изучение психологических особенностей военнослужащих.
Особенности использования метода наблюдения.
Беседа важнейший метод исследования индивидуальных особенностей.
Методы изучения общественного мнения.
Схема изучения общественного мнения.
Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.
Национально-психологические особенности военнослужащих.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВ!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  Здравоохранения и Социального  Развития России

Ижевская  Государственная Медицинская Академия

Кафедра Военной Экстремальной Медицины 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Психология личности военнослужащего» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск 2004 
 
 
 

План 

  1. Понятие "личность" в психологии.
  2. Изучение психологических особенностей военнослужащих.
  3. Особенности использования метода наблюдения.
  4. Беседа  важнейший метод исследования индивидуальных особенностей.
  5. Методы изучения общественного мнения.
  6. Схема изучения общественного мнения.
  7. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.
  8. Национально-психологические особенности военнослужащих.
  9. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие "личность" в  психологии.

Личность- сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно- историческою развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал  маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология  под личностью понимает конкретного  человека, являющегося представителем определенного  общества,  национальности,  класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении  этичности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности и человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторою этапа  его развития, мы не говорим "личность животного" как "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию "личности" у различных  исследователей было и остаётся различным.

Охарактеризовать  личность воина с психической стороны - это значит показать особенности его психики, в структуре которой можно выделить:

- психические  состояния

- психическое  образование

- психические  процессы

- психические  свойства

Психические состояния - это временные целостные  состояния психики человека, влияющие на протекание психических процессов и проявление свойств личности.

К психическим  состояниям относятся: подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, неуверенность, тоска, печаль и другие.

Влияние внешних воздействий на поведения война зависит от его психического состояния, которое, в свою очередь, обуславливает психические процессы и практические действия.

Поэтому командиру важно учитывать особенности  психических состояний подчиненных.

Можно выделить следующие существенные психические состояния:

личностные  и ситуативные (первые характерны для  конкретного человека, вторые обусловливаются  данной ситуацией - временной или  длительной)

глубокие  и поверхностные;

положительно  или отрицательно действующие на человека (например, апатия действует угнетающе, вдохновение вызывает подъем сил);

продолжительные и короткие;

осознанные  и неосознанные.

Особенности состояний зависят, прежде всего, от психических свойств личности, мотивации  силы или слабости нервной системы.

Опасности, перегрузки, превышающие возможности людей, лишения, активность и огонь противника, сложность решаемых задач, необходимость крайнего напряжения всех сил могут порождать различные психические состояния, затрудняющие деятельность воинов и препятствующие достижения ее целей. К таковым можно отнести фрустрацию, беспокойство, тревогу, неуверенность, боязнь, подавленность, отчаяние, апатию, чувство

неуверенности и т. д.

Фрустрация - психическое состояние человека     возникновении

воображаемых  преград на пути к цели. которые он оценивает как сложные непреодолимые.

Возникшие при этом трудности и препятствия  не позволяют индивид осуществить  свои намерения и удовлетворить       потребности. Такие условия и .переиздают состояние фрустрации.

Типичные  формы фрустрации: стеническая (гнев. агрессия, раздражение, усиления активности и настойчивости) и астеническая (чувство бессилия, апатия, подавленность, неуверенность, боязнь). Сила и длительность фрустрации зависят от значимости цели,

величины  и характера преград, мотивов  поведения и индивидуальных особенностей личности, а также проводимой воспитательной работы.

Психическая напряженность -это разновидность  широкого класса состояния в трудных (стрессовых) ситуациях.

Будучи  особым психическим состоянием, она  является следствием непроизвольной, преимущественно эмоциональной реакции на самые разнообразные трудности. Поэтому вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необычностью обстановки, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения задачи, связанной с

большими препятствиями.                     

С этой точки зрения можно выделить несколько  форм напряженности:

Перцептивную, возникающую в случае больших  затруднений и ошибок в восприятии необходимой информации.

Интеллектуальную, когда весьма понижаются умственные способности, и не может найти способ решения или выход из критической ситуации. Эмоциональную, когда возникают эмоции и чувства, которые могут не только активизировать, но и дезорганизов ать деятельность.

Волевую, когда человек не может проявить сознательное усилие и овладеть собой.

Мотивационную, связанную с борьбой мотивов, например, продолжать выполнять долг или же уклониться от опасности и  риска,

. Условия  боя, как правило, оказывают  длительное влияние на бойца,

ситуации  личный состав      быть подвержен воздействия угрозы

 Длительность  фактического или ожидаемого  воздействия         является большой нагрузкой на  психику и нервную систему.

И.П. Павлов, «владеет высшей реактивностью, а, следовательно,

социональной  разрушаемостью, быстрой утомляемостью». Утомление ведет к .нарушению нормального взаимоотношения

торможения, причем начинает преобладать тормозной  процесс,

все это  ведет к отклонению психических  функций.

Очень губительными для военного коллектива и потому очень важными для  изучения являются такие психические состояния как страх и паника. Страх и паника имеют причины как субъективного (уровень мотивации. эмоционально-волевой устойчивости мастерства и т.д.), так и объективного порядка (характер обстановки, сложность задач, превосходство противника и т.д.). Они проявляются как у отдельных лиц, так и у групп.

 Степень  и формы их проявления разнообразны. Хотя страх - прежде всего, индивидуальной  психологии, а паника - главным образом  коллективной (групповой), это близкие  эмоциональные состояния.

Средства  и приемы управления действиями воинов, поддавшихся страху    панике, зависят от вызвавших их причин и  форм.

- Испуг  возникает на основе инстинкта  самосохранения при столкновении  с опасностью, резким неблагоприятным  изменением среды. Поэтому непосредственное,

управление  поведением человека, подавшегося испугу, затруднено. Эмоция испуга прямо не связана с ожиданием опасности  или подготовкой к каким - либо действиям, человека врасплох, может  сразу же нарушить течения психических  процессов и деятельность в целом. Все же активизация чувства воинского долга, боевой опыт,  образных и решительных действий, отвлечение и переключение

помогают  воину овладеть собой. Устойчивость воина к испугу повышается благодаря  предварительной  натренированности  в   быстром   и   правильном  восприятии неожиданностей боя.

В Случае возникновения боязни (эмоционального состояния перед выполнением  связанной с риском, опасностью) непосредственное управление поведением может быть более результативным, нежели при испуге. Боязнь, как правило, является острием недооценки своих сил и переоценки трудностей. Боязни сопутствуют тревога беспокойство, неуверенность. Подобное состояние бывает у солдат перед боем, у десантников перед прыжками у ракетчиков перед боевым пуском, у подводников перед первым погружением. Боязнь часто возникает недостатке информации, а также практических навыков, необходимых для успешных действий в сложной обстановке. Учет обстоятельств, в которых могут оказаться подразделения (часть, соединение), своевременная информация, уточнение боевого приказав ходе его выполнения - верное средство улучшение морально-боевого Собственно страх - тягостное эмоциональное состояние - появляется не только в реальных условиях, но и в результате воображаемой опасности. Именно на это и противник, распространяя ложные слухи об окружении, ого содержания, усиленно пропагандируя свое военно-техническое а открытом сражении количественное превосходство.

Активный  страх самый сильный. Он вызывается крайне опасными, чрезвычайными обстоятельствами и на какое-то время парализует способность к действию, к борьбе. человек цепенеет, пассивно ждет своей участи или бежит, куда глаза глядят.

На войне  люди действуют в условиях прямой или ожидаемой опасности Предварительное  ознакомление с вероятными осложнениями или возможно смертельно опасной ситуацией только при определенных условиях уменьшает их психологическое воздействие оно должно вызвать уверенность в благоприятном исходе деятельности, подсказать выход из самого критического положения.  

Изучение  психологических особенностей военнослужащего

Изучение  подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:

Информация о работе Волевые качества военослужщих