Волевые качества личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить и описать волевые качества личности и их формирование.
Исходя из цели работы, можно определить ряд взаимосвязанных задач:
1. Дать характеристику понятию воля, определить основные функции воли.
2. Изучить классификацию волевых свойств личности
3. Изучить этапы формирования волевых качеств личности.

Оглавление

1.1 Введение 3
1.2 Воля, основные функции воли. 4-5
1.3 Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств 6-7
1.4 Классификация волевых качеств В.К.Калина 8-9
1.5 Развитие волевых качеств личности 10-11
Часть 2. Исследование волевых качеств личности
2.1. Цель исследования 12
2.2 Описание выборки испытуемых 13
2.3 Методика исследования «Опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна» 14
2.4 Методика исследования «Тест-опросник измерения мотивации достижения 15 М.Ш.Магомед-Эминова»
2.5 Методика исследования «Тест-опросник субъективной локализации контроля 16-17 Дж.Роттера»
Заключение 18-19
Список литературы 20
Приложение: экспериментальный материал к опросникам Э.Шейна, М.Ш.Магомед- 21 Эминова, Дж.Роттера

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.79 Кб (Скачать)

Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин (1989). Он выделяет базальные (первичные) и системные (вторичные) качества. К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Ко вторым - настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. В этих качествах, как отмечает автор, наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Классификация волевых качеств В.К.Калина

Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям. К положительным качествам относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д. Качества, которые характеризуют слабость воли личности: беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и т.п.

Базовые волевые качества. Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калин. Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности. Функциональные проявления их является однонаправленной регуляторными действиями сознания, которые, набирают форму волевого усилия.

Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяют как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).

Выдержка - способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Смелость - способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности. Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страха и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Системные волевые качества. Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленной проявлений сознания. Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность - выдержку и смелость.

Целый ряд волевых качеств личности являются системными - настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. При этом важно знать, что базальную (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень таких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями. Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь и что ей делать. Ясность целей - в этом заключается ее достоинство.

 

 

 

Настойчивость - это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабного напряжение энергии, неуклонного движения к намеченной цели. Противоположными настойчивости есть упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямо человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.

Принципиальность - умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми. Принципиальность проявляется в стойку дисциплинированности поведения, в правдивых, чутких поступках. Противоположные этим качества имеет человек беспринципный.

Самостоятельность - это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их, соответственно, со своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведении изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

Инициативность - это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления. Противоположными качествами является безынициативность и зависимость. Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные решение ставит под сомнение, не уверен в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.

Одной из важных волевых качеств человека является его решимость. Решительность - это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь. Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.

Свобода личности характеризуется также ее организованностью, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченному плану. Эта качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.

Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Развитие волевых качеств личности

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе. А в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться. Не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. Готовность употребить усилие не дается сама собой, к ней необходимо приучать специально.

Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно, не выполняются. Родители, желая воспитать ребенка трудолюбивым, умным, умеющим прилично вести себя в обществе, нагружают свое дитя непосильной работой. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое дело до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других значимых лиц. Не менее сильно влияет на развитие волевых качеств развивающейся личности чтение детской и художественной литературы, просмотр фильмов, герои которых преодолевают преграды, испытывают значительные трудности, но при этом не сдаются и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в обычной жизни. Если ребенок успешно справляется с повседневными делами, взрослому следует поощрить его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку.

Многие авторы отмечают, что развитие воли связано с режимом, с сознательной дисциплиной ребенка, которые способствуют формированию соответствующих волевых качеств.

Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой, - физические упражнения, соревнования, учат преодолевать трудности, позволяют вырабатывать навыки их преодоления. Не менее важна в развитии воли игровая деятельность. Подвижные, развивающие игры также преобразуют волю ребенка. Кроме того, игровые правила и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, решительность в действиях. И, конечно же, сама деятельность оказывает существенное влияние на развитие воли ребенка.

Волевой мобилизации младших школьников в учебной деятельности способствуют такие обстоятельства, как связь задания с потребностями и интересами школьников; обозримость цели; оптимальная сложность задания; наличие инструкции о способах выполнения задания; демонстрация учителем продвижения учащегося к цели.

 

Кроме этих общих рекомендаций исследователи пытаются найти способы формирования отдельных волевых качеств, таких как смелость, настойчивость, целеустремленность, решительность. Наибольшая противоречивость в исследованиях зафиксирована относительно смелости, потому что выявлено, что наиболее высоких результатов в спортивной гимнастике, которая требует высокого уровня смелости, добиваются спортсмены с низким уровнем указанного качества. Исследователи предположили, что происходит адаптация к трудной ситуации, связанной с выполнением опасного упражнения. Однако исследования показали, что при этом не происходит переноса смелости на другие упражнения, требующие смелости.

Относительно формирования настойчивости и целеустремленности было показано, что эти качества развиваются на основе воспитания у ребенка умения доводить до конца посильное задание. Позитивная роль в этом процессе принадлежит значимым целям, осознанию ответственности, умению не бросать дело при возникновении препятствий. Важно также знать методы поддержания целеустремленности. Это достигается с помощью конкретизации цели и использования целей учащихся, с помощью применения различных средств и методов проведения занятий, за счет принципа доступности и т.д.

Решительность формируют при помощи многократного повторения проблемной ситуации, где необходимо принять решение в условиях выбора. Также рекомендуют формировать решительность в соревновательной обстановке, отмечая при этом, что слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность.

Таким образом, психологами указывается на возможность целенаправленного формирования тех или иных волевых качеств личности. Но при этом необходимо учитывать, что развитие волевой сферы протекает неравномерно. Необходимо знать и использовать эти закономерности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе работы, при помощи обобщения и анализа изученного материала, удалось сделать следующие выводы.

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

-      преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

-      приобретение человеком контроля над своим поведением;

-      выработка волевых качеств личности;

-      а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств, происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Волевые качества личности