Волевая регуляция. Формирование воли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить и описать волевые качества личности и их формирование.
Исходя из цели работы, можно определить ряд взаимосвязанных задач:
Дать характеристику понятию воля, определить основные функции воли.
Изучить классификацию волевых свойств личности
Изучить этапы формирования волевых качеств личности.

Оглавление

1.Введение 3
2.Общее определение понятия. Основные функции воли 5
3.Волевая сфера личности 9
4. Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности 15
5.Заключение 21
6.Список использованной литературы 23
7.Приложение 24

Файлы: 1 файл

котр по псих-ии.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Педагогу, работающему со школьниками, подросткового и раннего юношеского возраста, приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли, опасность слабоволия. Для них это аксиома. Задача педагога - не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими моральными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существенной пользы. Это тем более важно, если принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовоспитанием воли. Один школьник для “развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток, осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспитания воли составляет систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, в учебе и труде в первую очередь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортивной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебной, трудовой и иной деятельности.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание  воли следует с приобретения  привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности.

2. Преодоление  трудностей и препятствий совершается  для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности - моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю  цель, имеет далекую перспективу,  весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших  условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни  человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек - хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.6

 

5.Заключение

 

В процессе работы, при помощи обобщения и анализа изученного материала, удалось сделать следующие выводы:

Личность развивается не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких  свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно  рассматривать как первичные, или  базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

Воля трактуется исследователями и как самостоятельный  психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов  и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

В самом общем  виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

  • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • приобретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности;
  • а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Совершенствование волевой регуляции поведения  у детей связано с их общим  интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно  она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

Говоря о  воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств, происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

 

6.Список использованной литературы

 

  1. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, 2005. – 332с.
  2. Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб.: Питер, 2006. – 208с.
  3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.
  4. А.Н. Леонтьев // Вестник Московского Университета. – 2003. – №2. – С. 3-14.
  5. Максименко С. /Общая психология/М.: Рефл-бук, 2004 – 292-294 с
  6. Реан А.А., Бордовская Н., Розум С. , Психология и педагогика: Учеб. – СПб.: Питер, 2005. – 432с.

 

 

7.Приложение

 

Волевая личность


 

 

 

 

Воля

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовые волевые  качества личности

Воля - положительные  волевые качества, совокупность которых  образуют силу воли человека

Безволие (слабоволие) - отрицательные волевые качества

базальные

(первичные)

системные

(вторичные)

 первичные

 вторичные

энергичность

терпеливость

выдержка

смелость

настойчивость принципиальность

дисциплинированность  самостоятельность

целеустремленность  инициативность

организованность

лень

трусость

нерешительность

несдержанность

упрямство

беспринципность

безынициативность зависимость

негативизм


1 Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2002. с-114

2 Ильин Е.П. , Психология воли.- СПб., 2002. с.132

3 Леонтьев, А.Н. , Воля / А.Н. Леонтьев // Вестник Московского Университета. – 2003. – №2.

4 Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, 2005.

5 Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб.: Питер, 2006.

6 Реан А.А., Бордовская Н., Розум С. , Психология и педагогика: Учеб. – СПб.: Питер, 2005.




Информация о работе Волевая регуляция. Формирование воли