Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Оглавление

Содержание
Введение 3
Глава 1. Психологические теории внимания
1.1 Психологическая теория Т. Риба 4
1.2 Теория, связывающая внимание с понятием установки Д. Н. Узнадзе………
1.3 Теоретическая концепция П.Я. Гальперина……………………………………
Глава 2. Общая характеристика внимания
2.1 Понятие категории внимания 10
2.2 Формы проявления внимания……………………………………………………..
2.3. Физиологические основы внимания………………………………………………
Глава 3. Виды внимания и их характеристика………………………………………………
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная работ апо психологии.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     Н.Н. Ланге выделял инстинктивные  приспособительные действия, называемые им выразительными движениями. К их числу он относил следующие инстинктивные движения: оглядывание, прислушивание, выразительные движения бровей и т.д.

     Н.Н. Ланге выделял также волевое  внимание, которое отличается тем, что  цель процесса уже заранее известна субъекту. При волевом внимании человек волевым усилием удерживает в сознании мысль, образ, пытаясь их зафиксировать. Волевое внимание имеет целью понимание. Следовательно, долевое чувственное внимание состоит в ассимиляции реального ощущения с соответственным образом воспоминания.

     Н.Ф. Добрынин предлагал классифицировать виды внимания по степени активности личности. Он считал, что вначале возникает непроизвольное внимание (невольное, вынужденное), затем - произвольное как вид внимания с максимальным проявлением активности. После этого возможно появление спонтанного внимания, называемого послепроизвольным.

     Традиционно выделяют два основных вида внимания: внимание, вызываемое объектом (непроизвольное) и внимание, поддерживаемое усилиями субъекта (произвольное). Так же принято  выделять послепроизвольное внимание.

     Основой при разграничении произвольного  и непроизвольного внимания является отношение к целям и намерениям субъекта. Непроизвольное внимание - это  внимание, вызываемое внешними причинами, без усилия, без наличия поставленной цели. Непроизвольное внимание называют также пассивным, эмоциональным.

     Выделяются  разновидности непроизвольного  внимания: вынужденное, невольное и  привычное.

     Вынужденное внимание называют врожденным или инстинктивным. Оно возникает, когда имеет место  раздражители, имеющие большую интенсивность раздражения, характеризующиеся новизной, динамичностью, оригинальностью. Вызывает внимание также начало и прекращение действия раздражителя.

     При перегрузках, в пределе вынужденного внимания наступает состояние пассивной  абсорбции, при которой субъект полностью сливается с объектом мысли или восприятия, как бы растворяется в нем. Эту форму внимания можно считать первичной или низшей. (Например, проголодавшийся младенец сосет грудь матери, человек длительное время смотрит на тлеющие угли).

     В процессе стихийного научения, при  необходимой адаптации возникает  невольное внимание. Невольное внимание проявляется в том, что объекты как бы проскальзывают, а сознании при относительном бездействии субъекта. Сила раздражения при этом относительно невелика. Внимание могут привлекать ближайшие объекты, люди. Объекты невольного внимания ненадолго возбуждают постоянный интерес субъекта, отвлекая его от текущих дел.

     Переходной  формой к произвольному вниманию может считаться привычное внимание. Объекты, вызывающие привычное внимание, имеют сходство с текущими или предшествующими содержаниями сознания.

     Произвольное  внимание (активное, волевое, целевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Источники произвольного  внимания целиком определяются субъективными факторами. Собственно произвольным внимание будет в том случае, если процесс намеренного сосредоточения протекает легко и без помех.

     В ситуации конфликта между выбранными целями и объектами непроизвольного  внимания возникает волевое произвольное внимание. Характерным для волевого внимания является чувство напряжения. Оно используется вопреки текущим желаниям и интересам субъекта. Оно, как правило, вызывается вследствие требования социальной ситуации, обязательств, долга.

     Разновидностью произвольного внимания является внимание выжидательное, которое проявляется в ситуациях ожидания или, при необходимости, подготовки к действию. Волевая составляющая выжидательного внимания особенно ярко проявляется в ситуациях, когда необходима бдительность, быстрота реакций.

     Волевое внимание трансформируется в спонтанное. После включения в деятельность, сосредоточение на ней происходит как  бы "само собой", то есть внимание становится заинтересованным и переходит  в более продуктивную форму. Отдельные исследователи называют такое внимание послепроизвольным, так как оно возникает после произвольного внимания.

     В послепроизвольном внимании снижается  волевое напряжение. По психологическим  характеристикам оно похоже на непроизвольное внимание, но в отличие от него возникает по субъективным причинам вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта. При послепроизвольном внимании результат деятельности становится личностно значимым.

     Существует  также дифференциация внимания по видам  модальности (зрительное, слуховое и т.д.). Различают также внимание селективное, распределенное, рассеянное, устойчивое и т.д. Внимание разделяют также на внешнее (внешний мир) и внутреннее (мысли, переживания человека). В зависимости от сосредоточения одного человека или группы людей, внимание может быть коллективным или индивидуальным.

     В реальной жизни рассмотренные виды внимания тесно связаны между  собой и имеют взаимопереходы.

 

      Заключение

     В каждый момент своего бодрствования  человек что-то слышит, видит, чувствует, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью всё, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нём. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту, - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».

     Внимание  – один из познавательных процессов  человека, в отношении сущности и  права, на самостоятельное рассмотрение которых среди исследования ведутся  уже много веков. Специфическое значение внимания является дискуссионным. Каждый понимал его по-разному. Из-за чего появились различные теории: моторная, волюнтаристическая и т.д.

     Внимание  может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах и имеет несколько разных классификаций видов внимания: произвольное, непроизвольное и т.д. Оно не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов.

     Внимание  человека обладает пятью основными  свойствами: устойчивостью (проявляется  в способности в течение длительного  времени сохранять состояние  внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание), концентрацией, распределением, переключаемостью и объёмом.

     Всё это и многое другое связано с  вниманием - важным элементом нашей  жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Веккер Л.М. психические процессы: В 3 т. – Л., 1981.
  2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. – 83-88 с.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.. 1972
  4. Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.
  5. Лавге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса, 1893.
  6. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 108 с.
  7. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. – 43 47 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002

Информация о работе Внимание