Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель урока: Познакомить студентов с таким психическим процессом как внимание.
Задачи урока:
1) сообщить студентам знания о таком познавательном процессе как внимание;
2) развивать интерес к изучаемому предмету, развивать произвольное внимание;
3) воспитывать уважение к окружающим, воспитывать эстетический вкус.

Файлы: 1 файл

конспект психология 1 внимание.docx

— 225.77 Кб (Скачать)

Калужский государственный  университет им. К.Э.Циолковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект по психологии на тему: «Внимание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Студентка ИП-52

Котова Евгения.                                                                                                                                         

       Проверил  преподаватель:                                                                                                                                  

Жабина И. Ю.

 

 

 

Методист КГУ

Хропов Евгений Сергеевич.

 

 

 

 

 

Калуга, 2013

Тема: «Внимание».

Цель урока: Познакомить студентов с таким психическим процессом как внимание.

Задачи урока:

1) сообщить студентам  знания о таком познавательном  процессе как внимание;

2) развивать интерес к изучаемому предмету, развивать произвольное внимание;

3) воспитывать уважение к окружающим, воспитывать эстетический вкус.

Структура урока:

1)организационная часть(2 мин); 

2)сообщение цели и темы урока(1 мин);

3)объяснение нового материала  (60 мин);

4) первичное или сопутствующее закрепление нового материала(20 мин);

5)разъяснение домашнего задания(5мин);

6)окончание(2 мин).

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа).

Практические (таблицы, схемы).

Оборудование: доска, мел, карточки для студентов.

Тип урока: комбинированный урок.

Использованная литература:

1) Выготский Л.С. «Развитие  высших форм внимания в детском  возрасте».

2) Немов С.Р. «Кн. 1: Общие  основы психологии».

3) Рубинштейн С.Л. «Основы  общей психологии».

Рекомендуемая литература:

1) Немов С.Р. «Кн. 1: Общие  основы психологии».

2) Гамезо «Общая психология»

 

 

 

Ход урока:

Здравствуйте уважаемые студенты! Присаживайтесь! Перед тем как мы начнем нашу работу предлагаю отметить присутствующих – пожалуйста, запишите свои фамилии и имена на листе. Спасибо.

Сегодняшняя тема нашего занятия  – «Внимание».  Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Цель нашего сегодняшнего урока заключается в том, чтобы познакомиться с таким психическим процессом как внимание. Запишем тему: «Внимание».

Запишите  план урока:

1)Понятие  о внимании. Основные теории внимания

2) Основные  виды внимания

3) Свойства внимания и их характеристика

4) Развитие  внимания.

 

1.Понятие о  внимании. Основные теории внимания.

Прежде чем мы с вами запишем понятие внимания, я хотела бы у вас спросить, кто нибудь знает определение этого слова?(…)

Для чего нам нужно внимание?

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности  на сравнительно узком участке внешней  или внутренней действительности, которые  на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют  на себе психические и физические силы человека в течение определенного  периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Критериями  внимания являются:

1) внешние реакции - моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на  выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле;

3) увеличение продуктивности  деятельности («внимательное» действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность)  информации;

5) ясность и отчетливость  содержаний сознания, находящихся  в поле сознания.

Теории внимания.

1.Психофизиологическая теория Т. Рибо. Он утверждал, что внимание

связано с  эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и продолжительность

как произвольного, так и  непроизвольного внимания определяется интенсивностью и продолжительностью эмоций, связанных с объектом. Рибо связывал внимание также и с физиологическими изменениями организма (сосудистые, дыхательные и др. реакции). Состояние внимания связано с движениями (лица, туловища, конечностей и т.п.), которые поддерживают и усиливают состояние сознания.

2.Теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе.

Внимание - установка, то есть готовность определенным образом отражать объект. Под влиянием установки субъект выделяет избирательно те сигналы, которые соответствуют опережающему возбуждению. Это «вероятностное прогнозирование» и связанная с ним подготовка к действию и есть механизм активного внимания, или механизм избирательной установки.

3.Концепция внимания П.Я. Гальперина. Основные положения концепции:

- внимание - один из моментов ориентировочной  деятельности;

- внимание - это контрольная часть действия (помимо ориентировочной

и исполнительной), которая  не имеет особого отдельного результата. Внимание в отличие от контроля не оценивает действие, а улучшает его, сравнивая с образцом. В самостоятельный процесс оно превращается, когда действие становится умственным и сокращенным;

- внимание - результат формирования новых умственных действий.

У кого нибудь есть вопросы  по первому пункту темы?(…)

А теперь давайте рассмотрим, какие виды ощущений существуют.

2.Основные виды внимания.

По степени активности: 1) непроизвольное; 2) произвольное; 3) послепроизвольное внимание.

По происхождению: 1) природное; 2) социальное.

По использованию средств: 1) непосредственное; 2) опосредованное.

По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее

(интеллектуальное).

Внимание непроизвольное - возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной автоматической рефлекторной реакции на раздражитель. Его стимулируют все новые, интересные, сильные раздражители.

Внимание произвольное - вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит активный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значимость стимулов.

Внимание послепроизвольное - вид внимания, который появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н.Ф. Добрынин).

Внимание природное - врожденная способность избирательно реагировать

на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Внимание социально  обусловленное - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.

Внимание непосредственное - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.

Внимание опосредованное - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Внимание внешнее (чувственное) - по преимуществу связано с эмоциями

и избирательной работой  органов чувств.

Внимание внутреннее (интеллектуальное) - связано с сосредоточенностью

и направленностью мысли.

Есть ли вопросы по этой части темы?

Теперь рассмотрим свойства внимания.

3. Свойства внимания и их характеристика.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной  системой или перевозбужденные могут  довольно быстро утомляться, становиться  импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Концентрация  внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных  процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается  на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Известно, что память на прерванные, действия способна сохраняться в  течение определенного времени. В течение этого периода человек  может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего  в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит  от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов  деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его  распределения обычно сужается.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.

Информация о работе Внимание