Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:02, реферат

Краткое описание

Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы.

Оглавление

Обзор курса. Общая психология. 3
История психологии. 4
Возникновение экспериментальной психологии. 5
Отрасли психологии. 6
Задачи современной психологии. 10
Методы психологии. 12
Творческая часть. Внимание. Общее понятие о внимании. 17
Внимание. 18
Основные функции внимания. 18
Теории внимания. 20
Физиологическая основа внимания. 22
Виды внимания. 26
Основные свойства внимания. 29
Отвлекаемость внимания. 33
Рассеянность. 34
Заключение. Развитие внимания и внимательности. 36
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Внимание.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 

Академия  педагогики и психологии 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По курсу: «Общая психология».

Тема: «Внимание». 
 
 
 

                           Студент: Матвеева М. М.

                                                            ПМ-03 №30 З/О 
 
 
 
 
 

Москва 2003

 
 
 

 
Обзор курса. Общая психология. 3
История психологии. 4
Возникновение экспериментальной психологии. 5
Отрасли психологии. 6
Задачи современной  психологии. 10
Методы психологии. 12
Творческая  часть. Внимание. Общее понятие о внимании. 17
Внимание. 18
Основные функции внимания. 18
Теории внимания. 20
Физиологическая основа внимания. 22
Виды внимания. 26
Основные  свойства внимания. 29
Отвлекаемость внимания. 33
Рассеянность. 34
Заключение. Развитие внимания и внимательности. 36
Список  литературы. 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно, хотя и эклектически, уживаются друг с другом. Психология теперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований, например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология (или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности, сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

 
 
 
 

     До 19 в. психология не была независимой  научной дисциплиной, ее трудно было отделить от чисто абстрактных философских рассуждений. То, что мы сейчас называем психологией, в действительности было частью философии. Некоторые понятия и проблемы, имеющие важные приложения в психологии, – относительное значение врожденного и приобретенного, изменчивость и стабильность человеческой личности, отношения разума и эмоций, природа мотивации, свобода и детерминизм в поведении человека, экзистенциальное значение и ценность личностной самореализации, взаимоотношения психики и тела, природа сознания и восприятия, значение снов – обсуждались ранее многими философами, начиная с древних греков, прежде всего Платоном и Аристотелем, а затем в трудах таких мыслителей, как Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм и Кант. Однако только в 19 в. общие рассуждения и манипуляции абстрактными понятиями уступили место гипотезам, проверяемым в эксперименте и принимаемым лишь на основании фактических доказательств.

     Необходимые предпосылки для превращения  психологии в научную дисциплину заложили английские философы эмпирической школы – Локк, Юм и Беркли, придававшие особое значение индивидуальному чувственному восприятию. Согласно их взглядам, чувственное восприятие («впечатления») порождает «идеи», «ассоциации» которых являются основой «рассуждения».

     Отсюда  следует, что сенсорный опыт –  это первая существенная ступень  в развитии сознания. Исходя из этих посылок, новая экспериментальная  психология сосредоточила все внимание на вопросе о том, как формируются  у человека представления о внешнем мире.

     Требовалось определить, при каких условиях сенсорная  стимуляция приводит к появлению  «идей», а также каковы механизмы  ассоциации идей, обеспечивающие научение и запоминание.

     

     В 19 в. ряд физиологов и физиков  начали проводить исследования в  области психологии, основанные на тщательном сборе и анализе экспериментальных данных. Так, Э.Вебер экспериментально исследовал дифференциальные пороги ощущений, т.е. способность органов чувств дифференцировать силу внешнего воздействия (например, насколько должен отличаться один объект от другого по весу, чтобы сенсорный аппарат человека смог уловить эти различия). Этот феномен «едва заметных различий» был положен Г. Фехнером в основу закона, утверждающего, что для роста интенсивности ощущения сила стимула (звука, давления и т.п.) должна возрастать в геометрической прогрессии. В 1860 Фехнер разработал ряд методов психофизических измерений, создавших ему репутацию основоположника экспериментальной психологии. Организационно эта шкала оформилась благодаря В.Вундту, который открыл и возглавил первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете (1879).

     Крупнейшим  экспериментальным психологом 19 в. стал Г.Гельмгольц. Среди его достижений – трехкомпонентная теория цветового  зрения, эмпирическая теория восприятия, теория слуха, теория «бессознательных умозаключений».

     Наконец, даже в самом кратком обзоре истории  экспериментальной психологии нельзя не упомянуть Г.Эббингауза, впервые  разработавшего количественный подход к изучению памяти. Его главным  вкладом в психологию стало исследование принципов заучивания и забывания, которое он осуществил, используя длинный список бессмысленных слогов.

     

   Если  принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

   Психология  труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации.

   Педагогическая  психология имеет своим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека.

   Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной

работы  с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы с взрослыми в процессе их обучения.

   К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

   Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

   Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения.

   Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой.

   Психология  спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

     Психология  торговли – выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия).

   Своеобразный  раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

   Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную.

   Если  за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуются принципы развития.

   Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

   Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии –

проблема  обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых  достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

   Психология  аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии: олигофренопсихологию  - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.

   Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения.

   Врожденные  механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии.

   Социальная  психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

 

  

  В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

    Основной  задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф-Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Информация о работе Внимание