Внимание, свойства и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматриваются основные виды, свойства внимания, а также профессиональная деформация, определение, признаки, причины, пути её преодоления

Оглавление

1. Внимание
2. Основные виды внимания
3. Основные свойства внимания
4. Профессиональная деформация, определение, признаки, причины, пути преодоления
5. Образование, обучение, воспитание как социальное явление

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Международный Институт Судебных Экспертиз и Права

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Психология и педагогика.

На тему: «Внимание, свойства и виды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 год

 

Содержание

 

1. Внимание

2. Основные виды внимания

3. Основные свойства внимания

4. Профессиональная деформация, определение, признаки, причины,  пути   преодоления

5. Образование, обучение, воспитание как социальное явление

 

1. Внимание

Внимание —  важное и необходимое условие  эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте и других сферах жизни.

Внимание — организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности. Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов  является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий  окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту  особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно — динамическая сторона всех познавательных процессов.

Внимание —  это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде  — внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики — внутринаправленное внимание.

 

 

 

2. Основные виды внимания

При изучении внимания необходимо различать два основных уровня или  вида его и ряд его свойств  или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определённые предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

От непроизвольного  внимания отличают произвольное.

Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотёком, стихийно, под властью извне действующих сил.

Так называемое произвольное внимание имеет место там, где  предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому носит всегда опосредованный характер.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное — как активное.

Первое направляют независящие  от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно включает и элементы пассивности.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и  внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное.

При всём — очень существенном — различии непроизвольного и  произвольного внимания разрывать  и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимопереход. Используя это, нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной саму учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

 

 

 

 

 

3. Основные свойства внимания

Внимание обладает рядом  свойств, которые характеризуют  его как самостоятельный психический  процесс.

Свойства внимания —  направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов (схема 4).

Охарактеризуем кратко вышеуказанные особенности внимания.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек  может одновременно осознавать с  одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

При допросе следует  учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного  интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько  меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в  нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Свойства (качества) внимания и факторы их обусловленности:

Активность

Произвольное 
Непроизвольное 
Послепроизвольное

Направленность

Внешненаправленное 
Внутринаправленное

Широта

Объем 
Распределенность

Сосредоточенность

Высокая 
Низкая 
Очень низкая

Переключаемость

Легкая 
Трудная

Интенсивность

Высокая 
Низкая

Устойчивость

Устойчивое 
Неустойчивое

Обусловливающие

факторы

Тип высшей нервной деятельности 
Условия психического развития 
Условия текущей деятельности 
Текущие психические состояния


 

 

Распределенность внимания — направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности  сознания на одном объекте, интенсивность  направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания — скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека — уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания — необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

 

Устойчивость внимания — продолжительность сосредоточенности  психических процессов на одном  объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Рассмотрев  основы внимания, можно утверждать, что оно является продуктом сложнейшего  развития. Особое значение имеет произвольность внимания человека, формирование которого открывает пути понимания внутренних механизмов сложной формы организации сознательной деятельности человека, открывающей решающую роль во всей его психической деятельности.

Развитие внимания с целью совершенствования жизненных  функций так же важно, как и тренировка любых других физиологических параметров организма. Внимание направлено на более чёткое восприятие картины мира, решение умственных задач, а также на выбор наиболее важных факторов человеческой деятельности. Поэтому необходимо знать, как именно тренировать внимание, чтобы поддержать своё психологическое состояние.

В данной работе были рассмотрены основные тенденции, виды и свойства внимания, влияющие на его формирование. Определены физиологические  механизмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания.

Также внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

 

 

 

 

4. Профессиональная деформация, определение, признаки, причины, пути   преодоления.

Профессиональная деформация личности – это изменения качеств  личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые  появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. О профессиональной деформации личности следует говорить в том случае, когда под воздействием профессиональной деятельности у личности проявляются отклонения как в  профессиональной реализации, так и в личной жизни.

К признакам профессиональной деформации исследователи относят:

  • нарушения в деятельности, причем называют их по-разному: должностные проступки, ошибки, нарушения дисциплины, социальных, морально-этических, правовых норм, преступления, злоупотребления и т. п.
  • профессиональные изменения в личности, которые не соответствуют нормам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются общественностью.

Классифицировать признаки профессиональной деформации личности можно по разным основаниям. Например, Б. Н. Новиков выделяет и описывает  перечень признаков с помощью понятий «социальные отклонения» и «делинквентное поведение». Многие в качестве основания и критерия классификации используют понятие «правовые нормы», и тогда все признаки деформации личности группируются в соответствии со статьями Уголовного кодекса, кодифицированными нормами закона определенной отрасли права (например, «Закона о труде», перечнем должностных преступлений и т. п.). Или признаки сравниваются с подзаконными актами, например должностными инструкциями, текстами профессиональной присяги, клятвы.

 

Предпринимались попытки  классифицировать признаки профессиональной деформации не по психологическим основаниям (психические процессы восприятия и  оценки, состояния и свойства характера  личности и т. п.), а по следующим  критериям:

Информация о работе Внимание, свойства и виды