Внимание и его психологические характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:10, научная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы является то, что внимание очень важно в повседневной жизни человека, а сознание помогает чувствовать осмысленность своей жизни и анализировать различные ситуации. Поэтому актуально рассмотреть что такое внимание, как ее можно улучшить и увидеть как сознание помогает человеку осознавать духовные ценности и чувствовать себя полезным для общества.
Объектом исследования является внимание и сознание человека.
Предмет исследования – человеческая личность.
Целью работы является узнать, рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внимание как психологический процесс. Его виды и свойства…….4
1.1. Понятие внимание……………………………………… ………………4
1.2.Виды внимания…………………………………………………………...4
1.3.Свойства внимания……………………………………………………….6
Глава 2 . Способы развития внимания……………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………12
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

реф по псих.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л. С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательный средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

        Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что  они как интересны, так и полезны для общего развития ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе проделанной работы можно сделать для себя следующие выводы:

Во первых глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха.

Во-вторых, необходимо создать соответствующую характеру работы обстановку. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе и т. д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон все-таки необходимы. В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Любая однообразность утомляет.

Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием.

 

Список литературы.

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. «Возрастная и педагогическая психология». М.: Педагогическое общество России, 2003.

2. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. «Педагогика и психология». М.: Гардарики, 2003.

3. Гудвин Д. «Исследование в психологии: методы и планирование».  3-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

4. Лурия А.Р. «Лекции по общей психологии».  СПб.: Питер, 2006

5. Реан А.А. «Психология и педагогика». Питер,2003.

6. Степанов С.С «Популярная психологическая энциклопедия». 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005.

7. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология».2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

 

 

 

 

 

10

 



Информация о работе Внимание и его психологические характеристики