Влияние тревожности на учебную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Объектом нашего исследования -является личностная тревожность личности.
Предметом исследования -является личностная тревожность курсантов первого и второго курса.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ исследований личностной тревожности курсантов Харьковского национального университета внутренних дел .
Выявить особенности свойств личностной тревожности курсантов первого и второго курса .
Сопоставить результаты уровня личностной тревожности с результатами уровня самооценки и мотивации одобрения.

Оглавление

Введение
Глава 1.
Психологические подходы к оценке личностной тревожности в исследованиях ученых.
1.1 Проблема тревожности.
1.2 Подходы к изучению проблемы тревожности.
1.3 Классификация видов тревожности.
1.4 Представление о тревожности в современной психологии.
1.5 Тревожность, тревога и страх.
1.6 Виды, уровни, категории тревоги.
1.7 Возрастная динамика тревожности.
1.8 Влияние тревожности на учебную деятельность.
Глава 2
Методы и характеристика групп исследуемых.
2.1 Характеристика методов и программы исследования.
2.2 Характеристика групп исследуемых.
Глава 3
Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого ,второго курса Харьковского Национального Университета Внутренних Дел.
3.1 Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого , второго курса , и ее связь с уровнем самооценки и сформированности мотивации одобрения .
3.2. Практические рекомендации психологам по психологическому сопровождению курсантов 1 и 2 курсов университета с учетом уровней личностной тревожности и самооценки, мотивации одобрения.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсач3.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

           Содержание: 

Введение

Глава 1.

      Психологические подходы  к оценке личностной тревожности  в                                                                    исследованиях ученых.

1.1 Проблема тревожности.

1.2 Подходы к  изучению проблемы тревожности.

1.3 Классификация   видов тревожности.

1.4 Представление  о тревожности в современной  психологии.

1.5 Тревожность,  тревога и страх.

1.6 Виды, уровни, категории тревоги.

1.7 Возрастная  динамика тревожности.

1.8 Влияние тревожности  на учебную деятельность.

          Глава 2

Методы и характеристика групп исследуемых.

2.1 Характеристика  методов и  программы  исследования.

2.2 Характеристика  групп исследуемых.

     Глава 3

Исследование  уровня личностной тревожности у  курсантов первого ,второго курса  Харьковского Национального Университета Внутренних Дел.

3.1 Исследование  уровня личностной тревожности  у курсантов первого , второго  курса , и ее связь с уровнем   самооценки и сформированности  мотивации одобрения .

3.2. Практические  рекомендации психологам по психологическому сопровождению курсантов 1 и 2 курсов университета с учетом уровней личностной тревожности и самооценки, мотивации одобрения.  

Заключение

Список литературы

Приложение

             Введение. 

 Одной из  основных проблем  современной  психологии, является изучение личностной  тревожности личности . Актуальность данной работы обусловлена тем , что в нынешнее время увеличилось число людей с высокой личностной тревогой . Недооценка этого фактора может послужить одной из причин  снижения работоспособности , повышения травматизма и неадекватного поведения в жизни каждого человека . 

Изучением проблемы "тревожности " занимались такие  выдающиеся психологи  как  Е.И. Рогов , В.С. Мерлин , Н . В. Имедадзе , В . Р. Кисловская , А. М. Прихожан , и Е. М. Савина.

Проанализировав труды выше перечисленных  ученых  можно предположить ,что уровень личностной  тревожности у курсантов первого курса должен быть меньше, чем у курсантов второго курса .

Объектом  нашего исследования  -является личностная тревожность личности.

Предметом исследования  -является  личностная тревожность курсантов первого и второго курса.

      Задачи  исследования:

    1. Провести  теоретический анализ исследований личностной тревожности  курсантов Харьковского национального университета внутренних дел .
    2. Выявить особенности  свойств личностной тревожности  курсантов первого и второго курса .
    3. Сопоставить результаты уровня личностной тревожности  с  результатами уровня самооценки и мотивации одобрения.
 

     Данное  исследование проводилось на базе Харьковского национального   университета  внутренних дел. В исследовании принимало участие 50 курсантов первого , второго курса  в возрасте от 17-ти до 23 –х  лет.

      Для изучения личностной тревожности   курсантов Харьковского университета  внутренних дел использовались  следующие методики  : Методика измерения уровня личностной тревожности Тейлора ,методика личностной измерения  тревожности Тейлора (адаптированная Норакидзе),тест  на выявление уровня самооценки и методика диагностики уровня самооценки мотивации одобрения . 

Методы исследования :  психологическое исследование, методы математической статистики .

    Исследование  проводилось в течении 2006-2007 года. 

 

 
 
 

                    1.1 Проблема тревожности  

     В настоящее время, изучая литературу, можно встретить разные определения понятия "тревожности", хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  

     Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно  проявляемое свойство человека, приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях».

По  определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Таким образом , понятием «тревожность» психологи  обозначают состояние человека, которое  характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. 

 

     

1.2 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И  ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИ  О ПРОБЛЕМЕ «  ТРЕВОЖНОСТИ». 

     Над данной проблемой - работали многие выдающиеся психологи.

Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал  коррекционную работу  с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу. И предлагает ряд приемов, например: «приятное воспоминание», где человеку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь  вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения  для расслабления мышц лица.

     Раиса Викторовна Овчарова выделила способы  преодоления тревожности у детей, где  работа педагога по снятию тревожности  и страхов может проводиться  непосредственно  в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.

     А. М. Прихожан  разработал методы и  приемы  психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу  по психологическому просвещению родителей  и учителей. Им были разработаны  коррекционные программы

     -Программа  для детей, поступающих в школу.

     -Программа  для учащихся при переходе  из начальной школы в среднюю.

     -Программа  по развитию  уверенности в   себя и способности к самопознанию . И др.

     Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.

     Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала  упражнения на релаксацию                   как отдельных мышц, так и всего  тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

     Доктор  психологии Мэри Аворд (США) представила  комплекс упражнений для мышечной  релаксации. Техника работы с детьми включает  в себя как  физическое напряжение, так и визуализации                             (некоторые представления).

     Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали  тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению  к ряду типичных для него  жизненных  ситуациях общения с другими  людьми.

 

      

           1.3  КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ. 

В современной  психологии выделяют два основных вида тревожности: первый из них – это  так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

     Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся  в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

 

1.4  Представление  о тревожности  в современной  психологии.

 

 Тревожность  – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различие зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.

     «Тревожность  – это склонность индивида к переживанию  тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.»

     На  психологическом уровне тревожность  ощущается как:

  • Напряжение;
  • Озабоченность;
  • Беспокойство;
  • Нервозность;
  • Чувство неопределенности, бессилия, незащищенности, грозящей неудачи;
  • Одиночество;
  • Невозможность принять решение.

     На  физиологическом уровне реакция  тревожности проявляется в:

  • Усилении сердцебиения;
  • Учащении дыхания;
  • Увеличении минутного объема циркуляции крови;
  • Повышении артериального давления;
  • Возрастании общей возбудимости;
  • Снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

     Проблему  происхождения тревожности мы находим  в разработанном Л.И. Божович  представлении о том, что процесс  онтогенетического развития личности характеризуется формированием системных новообразований психики, в том числе новообразований аффективно-потребностной сферы. Особенностью таких новообразований является то, что они преобретают побудительную силу и характеризуются собственной логикой развития. Как известно, Л.И. Божович рассматривала этот вопрос на примере образований, обеспечивающих сознательное управление своим поведением, а также планировала использовать его применительно к изучению высших чувств. Кроме того, подобным же образом она рассматривает и качества личности как систему, включающую устойчивый мотив и закрепленные, привычные формы его реализации в поведении и деятельности. Тревожность, как личностное образование, проходит тот же путь развития. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере «Я» ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разнонаправленность которых и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становясь самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и т. п., т. е. занимает место ведущих личностных образований.

Информация о работе Влияние тревожности на учебную деятельность