Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5
1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы поведения человека_____________________________5
1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического консультирования______________________________14
1.3. Методы психологического воздействия на эмоционально-чувственную сферу________________26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА
НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32
2.1. Обоснование выбора и описание методик________32
2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов__________________________________35
2.3. Рекомендации по построению процесса психологического консультирования____________41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49

Файлы: 1 файл

влияние тревожности на защитные механизмы в процессе консультирования.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

38. Раздражительны  ли вы? 

39. Нравится ли  вам работа, требующая быстродействия? 

40. Верно ли, что  вам часто не дают покоя  мысли о разных неприятностях  и ужасах, которые могли бы  произойти, хотя все кончилось  благополучно? 

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 

42. Опаздываете  ли вы когда-нибудь на работу  или на встречу с кем-либо? 

43. Часто ли  вам снятся кошмары? 

44. Верно ли, что  вы так любите поговорить, что  не упускаете любого случая  побеседовать с новым человеком? 

45. Беспокоят  ли вас какие-нибудь боли? 

46. Огорчились  бы вы, если бы долго не могли  видеться с друзьями? 

47. Вы нервный  человек? 

48. Есть ли  среди ваших знакомых люди, которые  явно вам не нравятся? 

49. Вы уверенный  в себе человек? 

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы? 

51. Трудно ли  вам получить настоящее удовольствие  от мероприятий, в которых участвует  много народу? 

52. Беспокоит  ли вас чувство, что вы чем-то  хуже других? 

53. Сумели бы  вы внести оживление в скучную компанию? 

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах,  в которых совсем не разбираетесь? 

55. Беспокоитесь  ли вы о своем здоровье? 

56. Любите ли  вы подшутить над другими? 

57. Страдаете  ли вы бессонницей? 

В методе «Дифференциальные  шкалы эмоций» испытуемому предлагается оценить в 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент, проставив необходимую цифру справа. 

Предполагаемые  значения цифр: "1"- совсем не подходит; "2"- пожалуй, верно; "3"- верно; "4"- совершенно верно. 

|Шкалы эмоций  в понятиях |Сумма |Эмоция |

| |баллов | |

|Внимательный..|Концентриро-ва|Собранный  | |1. Интерес |

|... |нный... | | | |

|Наслаждающийся|Счастливый.. |Радостный... | |2. Радость |

|Удивленный |Изумленный.. |Пораженный | |3. Удивление |

|Унылый.... |Печальный... |Сломленный.. | |4. Горе |

|Взбешенный.. |Гневный..... |Безумный.... | |5. Гнев |

|Чувствующий  |Чувствующий |Чувствующий | |б.Отвращение |

|неприязнь |отвращение... |омерзение... | | |

|Презрительный.|Пренебрежитель|Надменный... | |7. Презрение |

|... |ный.. | | | |

|Пугающий......|Страшный.... |Сеющий | |8. Страх |

|.. | |панику.. | | |

|Застенчивый...|Робкий....... |Стыдливый... | |9. Стыд |

|..... | | | | |

|Сожалеющий....|Виноватый.... |Раскаивающийся| |10.Вина |

|... | | | | | 

2.2. Обсуждение  и анализ полученных результатов 

Для исследования эффективности выбранных тестов, было проведено тестирование группы лиц, находящихся на учете в наркологическом  диспансере г.Тобольска. Тестировалось 15 человек со стойкой зависимостью от алкоголя.

Тестируемые –  мужчины в возрасте 35-45 лет. Тестирование проводилось в психологическом  центре г.Тобольска по направлению  врача - нарколога.

Принудительный  характер тестирования предполагал  наличие высокой степени психологической защиты со стороны испытуемых. 

В опроснике  Айзенка показатель по «шкале лжи» определяется по сумме баллов ответов  «да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов  «нет» в вопросах 12, 18,

30, 42, 48, 54. 

0-3 — норма,  ответам можно доверять. Показатель 4-5 является критическим, он свидетельствует о тенденции давать только «хорошие» ответы.

6-9 — ответы  недостоверны. 

При тестировании испытуемых данный показатель составил от 5 до 9 баллов, что явно свидетельствовало  о несерьезном отношении их к  тесту

(таб.1). 

Для определения степени невротизма находится количество ответов «да» в вопросах 

2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,5255,57. 

Количество ответов  от 0 до 10 соответствует эмоциональной  устойчивости испытуемого. 11-16 — присутствует эмоциональная впечатлительность. При 17-

22 ответах «да»  появляются отдельные признаки  расшатанности нервной системы. 23—24 ответов «да» определяют  невротизм, граничащий с патологией, при этом у клиента возможен  срыв, невроз. 

При тестировании данный показатель составил от 18 до 23 ответов «да», что свидетельствовало о патологии невротизма у всех участников эксперимента

(таб.1). 

Экстраверсия  — находится сумма ответов  «да» в вопросах

1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56 и ответов «нет» в вопросах

5,15,20,29,32,37,41,51. 

Если сумма  баллов равна 0-10, то испытуемый интраверт, замкнут внутри себя. 

Если 15-24, то испытуемый экстраверт - общителен, обращен ко внешнему миру. 

Если 11-14, то испытуемый амбиверт – вступает в общение  тогда когда ему это нужно. 

При тестировании экстраверсия распределилась у каждого испытуемого по- разному, но преобладала оценка до 10 баллов (таб.1). Таким образом, большинство испытуемых оказались замкнутыми внутри себя. 

Таблица 1. 

Результаты тестирования по опроснику Айзенка (бал.)

|№ |Испытуемые |Шкала лжи|Степень |Экстраверсия-интро|

|п/п | | |невротизма |версия |

|1 |Голков А.Н. |6 |18 |9 |

|2 |Голыженков  А.В. |5 |21 |14 |

|3 |Гурьин К.Б. |6 |20 |12 |

|4 |Детков Ю.М. |8 |20 |8 |

|5 |Иванов П.П. |7 |19 |9 |

|6 |Кетков М.Е. |5 |21 |7 |

|7 |Кнутов К.Г. |7 |20 |7 |

|8 |Коновод С.Ф. |9 |19 |9 |

|9 |Курьин К.И. |6 |20 |15 |

|10 |Ланаков И.Б. |6 |20 |13 |

|11 |Манаков К.С. |7 |19 |8 |

|12 |Семенов И.И. |6 |23 |8 |

|13 |Чебышев Г.А. |6 |19 |10 |

|14 |Шестаков  А.А. |5 |21 |9 |

|15 |Шутов В.Л.  |7 |22 |10 | 

Фамилии и инициалы являются вымышленными 

При наличии  оснований полагать ответы на вопросы  искренними по полученным данным строится график (рис.1). 

[pic] 

Рис. 1. Тип личности (по опроснику Айзенка) 

Далее из графика (рис.1) определяем тип личности испытуемого: 

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен  к внешнему миру, общителен, порой  болтлив, беззаботный, веселый, любит  лидерство, много друзей, жизнерадостен. Данный тип личности мало склонен  к защитным действиям в процессе психологического консультирования. 

Холерик-экстраверт; нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и  настроение нестабильны, цикличны. В  ситуации стресса — склонность к  истерико-психопатическим реакциям. 

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный  в отношениях, способен выдержать  длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения. 

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности

(стресс кролика). 

Поскольку у  психолога были все основания  считать ответы на вопросы теста  неискренними, то вторая часть обработки  результатов не производилась.

На основании  тестирования сделан вывод о значительной степени психологической защиты испытуемых. 

В методе «Дифференциальные  шкалы эмоций» подсчитываются суммы  баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в строку "Сумма  баллов".

Коэффициент самочувствия (Кс) определяется по формуле: 

сумма положительных эмоций (С1 + С2 + СЗ + С9 + С10) 

_____________________________________________________ сумма отрицательных эмоций (С4 + С5 + С6 + С7 + С8) 

Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более  отвечает положительному, а при Кс меньше 1 — отрицательному, т.е. самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

В случаях неудовлетворительного  самочувствия (Кс меньше 1) самооценка испытуемого в целом понижается, и, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии. 

Депрессивное  состояние характеризуется тоскливым  настроением, апатией, резким снижением  работоспособности. Приобретенная  в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к патологической депрессии и в отдельных случаях — к суициду. 

Второй тест полностью подтвердил результаты первого  тестирования: Кс у всех 15 испытуемых оказался меньше 1 (таб.2). Следовательно, все испытуемые находились в состоянии  стойкой депрессии. 

Таблица 2. 

Результаты тестирования по методике 

«Дифференциальные шкалы эмоций»

|№ |Испытуемые |Сумма |Сумма |Коэффициент |

|п/п| |положительных  |отрицательных |самочувствия |

| | |эмоций (бал.) |эмоций (бал.) | |

|1 |Голков А.Н. |47 |52 |0,9 |

|2 |Голыженков  А.В. |37 |46 |0,8 |

|3 |Гурьин К.Б. |34 |48 |0,7 |

|4 |Детков Ю.М. |32 |46 |0,7 |

|5 |Иванов П.П. |38 |48 |0,8 |

|6 |Кетков М.Е. |29 |48 |0,6 |

|7 |Кнутов К.Г. |42 |47 |0,9 |

|8 |Коновод С.Ф. |38 |48 |0,8 |

|9 |Курьин К.И. |78 |47 |0,8 |

|10 |Ланаков И.Б. |37 |48 |0,7 |

|11 |Манаков К.С. |41 |46 |0,9 |

|12 |Семенов И.И. |32 |45 |0,7 |

|13 |Чебышев Г.А. |15 |38 |0,4 |

|14 |Шестаков  А.А. |32 |45 |0,7 |

|15 |Шутов В.Л. |38 |47 |0,8 | 

Фамилии и инициалы являются вымышленными 

Для более наглядного представления о результатах тестирования, ниже представлен график показателей Кс (рис.2). 

Рис. 2. Показатели коэффициента самочувствия 

Таким образом, практические исследования полностью  подтвердили гипотезу, выдвинутую в  начале исследования. Предложенные тесты позволяют с достаточной достоверностью определить наличие психологической защиты у клиентов с высоким уровнем тревожности. Совместное использование тестов повышает точность определения наличия защиты и позволяет определить меры по ее нейтрализации. В последующем пункте приведены рекомендации по проведению консультаций клиентов, использующих защитные механизмы. 
 

2.3. Рекомендации  по построению процесса психологического  консультирования 

В процессе консультации очень важно позволить клиенту  выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. 

Информация о работе Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования