Влияние социальных факторов на становление личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения. Особое значение в отечественной психологии придавалось проблеме активности личности и ее становлению. Личность формируется с детства. Сейчас разработана новая базисная программа, обеспечивающая полноценное разностороннее развитие ребенка.

Файлы: 1 файл

Влияние социальных факторов на становление личности ребенка.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

Данил: «В больницу. У дочки живот заболел».

Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».

Галя С.  (5 лет 5 мес.): «А кто будет  врачом?»

Настя М.  (5 лет 6 мес.) подходит к  детям: «Я буду врачом» (побежала в «больницу»).

Данил: «Все, приехали».

Дети выходят из машины и идут в «больницу».

Настя: «Заходите, заходите. На что  жалуетесь?»

Сабина: «У меня живот болит».

Настя: «Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру» (подает градусник).

Сабина измеряет температуру.

Ира: «Доктор, что с ней?»

Настя достает градусник и смотрит  температуру: «Не волнуйтесь, ничего страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол» (выписывает рецепт и подает).

Ира: «Спасибо».

Сабина: «До свидания».

Сюжетно-ролевая игра позволила  малышам (Сабина М., Наташа Н., Данил  С., Галя С., Настя М.) понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

Воплощение замысла в игре происходит путем решения игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед  началом игры об распределении ролей.

Содержание выступает отражение  разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В  игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится белее длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)

Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми

В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются  в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.

    1. Социометрическое исследование группы детей

 

Цель исследования: прояснение межличностных  отношений, определение социальных статусов детей

Критерий: С кем бы ты хотел играть?

Группа клиентов: Группа А

Максимальное число выборов, которое  может быть сделано клиентом: 4

Отрицательные выборы разрешены: Да

Описание:

Сабина М.

Наташа Н.

Данил С.

Максим К.

Галя С.

Графическое сопровождение (см. Приложение 2; 3).

Справка по индексам

Плотность - Индекс характеризует  плотность структуры взаимосвязей группы.

Сплоченность - Индекс характеризует  силу (степень) взаимного притяжения клиентов в группе.

Устойчивость - Индекс характеризует, какая минимальная часть группы должна покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные  между собой.

Напряженность - Индекс характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными отношениями в группе.

Вес - Индекс характеризует, какая  часть группы считает i-го клиента  значимым при данном критерии.

Эмоциональная экспансивность - Индекс характеризует, какая часть группы является значимой для i - го клиента группы при данном критерии.

Удовлетворенность - Индекс характеризует, какая часть выборов, сделанных i - м клиентом группы, является взаимной.

Статус - Индекс характеризует, насколько  притягательным является i - й клиент группы для выбора.

Таблица 2

Таблица выборов

Клиенты, которые выбирают

Сабина М.:

Наташа Н.

Данил С.

Максим К.

Галя С.

Сабина М.:

 

+

+

-

-

Наташа Н.

-

 

-

-

+

Данил С.

+

-

 

-

+

Максим К.

-

-

+

 

-

Галя С.

-

+

-

-

 

Таблица 3

Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов

Плотность

Сплоченность

Устойчивость

Напряженность

0,35

0,4

1,33

0,3


Таблица 4

Групповые индексы группы клиентов для отрицательных выборов 

Плотность

Сплоченность

Устойчивость

Напряженность

0,65

0,4

2,33

0,3


 

Таблица 5

Индивидуальные индексы  клиентов для положительных выборов 

Клиент

Вес

Эмоциональная экспансивность

Удовлетворенность

Статус

Сабина М.:

0,25

0,5

0,5

1

Наташа Н.

0,5

0,25

1

1

Данил С.

0,5

0,5

0,5

1

Максим К.

0

0,25

0

1

Галя С.

0,5

0,25

1

1


Таблица 6

Индивидуальные индексы  клиентов для отрицательных выборов 

Клиент

Вес

Эмоциональная экспансивность

Удовлетворенность

Статус

Сабина М.:

0,75

0,5

1

1

Наташа Н.

0,5

0,75

0,667

1

Данил С.

0,5

0,5

0,5

1

Максим К.

1

0,75

1

1

Галя С.

0,5

0,75

0,667

1


Таблица 7

Клиенты, упорядоченные  по числу входящих положительных  выборов 

Клиент

Количество выборов

Наташа Н.

2

Данил С.

2

Галя С.

2

Сабина М.:

1

Максим К.

0


Таблица 8

Клиенты, упорядоченные  по числу входящих отрицательных выборов

Клиент

Количество выборов

Максим К.

4

Сабина М.:

3

Наташа Н.

2

Данил С.

2

Галя С.

2


 

 

Таблица 9

Клиенты, упорядоченные  по числу выходящих положительных  выборов 

Клиент

Количество выборов

Сабина М.:

2

Данил С.

2

Наташа Н.

1

Максим К.

1

Галя С.

1


Таблица 10

Клиенты, упорядоченные  по числу выходящих отрицательных  выборов 

Клиент

Количество выборов

Наташа Н.

3

Максим К.

3

Галя С.

3

Сабина М.:

2

Данил С.

2


Таблица 11

Клиенты, упорядоченные  по числу взаимных положительных  выборов 

Клиент

Количество выборов

Сабина М.:

1

Наташа Н.

1

Данил С.

1

Галя С.

1

Максим К.

0


Таблица 12

Клиенты, упорядоченные  по числу взаимных отрицательных  выборов 

Клиент

Количество выборов

Максим К.

3

Сабина М.:

2

Наташа Н.

2

Галя С.

2

Данил С.

1


Таблица 13

Клиенты, упорядоченные  по числу входящих положительных  и отрицательных выборов 

Клиент

Количество выборов

Сабина М.:

4

Наташа Н.

4

Данил С.

4

Максим К.

4

Галя С.

4


Таблица 14

Клиенты, упорядоченные  по числу выходящих положительных  и отрицательных выборов

Клиент

Количество выборов

Сабина М.:

4

Наташа Н.

4

Данил С.

4

Максим К.

4

Галя С.

4


Пары клиентов с положительными взаимными выборами

Данил С. - Сабина М.: Галя С. - Наташа Н..

Пары клиентов с отрицательными взаимными выборами

Максим К. - Сабина М.: Галя С. - Сабина М.: Данил С. - Наташа Н., Максим К. - Наташа Н., Галя С. - Максим К..

Таблица 15

Список клиентов, упорядоченных  по авторитету

Клиент

Вес

Наташа Н.

0,5

Данил С.

0,5

Галя С.

0,5

Сабина М.:

0,25

Максим К.

0


Таблица 16

Список клиентов, упорядоченных  по отверженности 

Клиент

Вес

Максим К.

1

Сабина М.:

0,75

Наташа Н.

0,5

Данил С.

0,5

Галя С.

0,5


В ходе проведенных исследований выявлены следующие результаты: отражено подтверждение  гипотезы о регрессивном развитии подрастающего поколения, к счастью, встречаются и исключения, не поддающиеся общей тенденции. Но все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. Иногда бывает так, что именно исключение из правил, именно те люди, которые отличаются от ничем не примечательного большинства, и являются отражением времени, и изучение именно этих людей может позволить выявить те тенденции, которые, в дальнейшем, окажут влияние на большинство. Как результат видно что в основном преобладает средняя самооценка т.е. адекватная

В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются  в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.

В соответствии с полученными результатами были разработаны следующие рекомендации:

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

Не перехваливайте ребенка, но и  не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно  умеет сам есть ложкой, не нужно  каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

Поощряйте в ребенку инициативу.

Не забывайте, что малыш внимательно  наблюдает за Вами. Показывайте своим  примером адекватность отношения к  успехам и неудачам. Сравните: "У  мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

Не сравнивайте ребенка с  другими детьми. Сравнивайте его  с самим собой (тем, какой он был  вчера или будет завтра).

Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше  узнать своего ребенка, сформировать и  поддержать у него адекватную самооценку

"Имя"

Можно предложить ребенку придумать  себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

Информация о работе Влияние социальных факторов на становление личности ребенка