Влияние социально – психологических факторов, на формирование коллектива класса начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель - детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние игры, совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива младших школьников. Гипотеза - социально-психологические факторы формирования коллектива, такие как: внеурочные межличностные отношения, психологические игры, направленные на принятие детьми друг друга, совместная деятельность будут способствовать повышению уровня развития коллектива.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования детского коллектива начальной школы

1.1 Феномен формирования детского коллектива в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Факторы, влияющие на формирование детского коллектива

1.2.1 Психологические особенности младшего школьника

1.2.2 Организационная структура. (роли и статусы)

1.2.3 Межличностные отношения (их влияние на групповую деятельность)

1.2.4 Игра, как путь к адаптации ребенка в коллективе

1.2.5 Мотивация построения отношений младших школьников

1.2.6 Социально-психологический климат детского коллектива

1.2.7 Сплоченность коллектива

1.3 Этапы и уровни развития детского коллектива

Вывод по главе

Глава II. Экспериментальное исследование результата влияния социально - психологических факторов внеурочной совместной деятельности детей на формирование коллектива класса начальной школы

2.1 Диагностика межличностных отношений и уровня сплоченности младших школьников в коллективе класса

2.2 Диагностика уровня развития коллектива

2.3 Беседа с классным руководителем

2.4 Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

 

 

2.2 Диагностика уровня развития коллектива

 

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» Составлена А.Н. Лутошкиным. (приложение 4.)

 

Мы решили использовать данную методику, так как она достаточно известная и неоднократно апробированная и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. Данная проективная методика подходит для изучения мнений детей младшего школьного возраста о своем коллективе. Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива и отношению детей к коллективу – школьного класса.

 

Ход выполнения

 

Мы объяснили школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее мы попросили ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

 

Образное описание стадий развития коллектива

 

1 ступень. «Песчаная россыпь».

 

2 ступень. «Мягкая глина».

 

3 ступень. «Мерцающий маяк».

 

4 ступень. «Алый парус».

 

5 ступень. «Горящий факел».

 

Обработка полученных данных

 

На основании ответов школьников мы смогли определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнали, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

 

Результаты ответов 1 «А» класса.

 

Все ответы учащихся 1 «А» класса систематизированы в таблицу (см.приложение 6).

 

Обработав результаты ответов учащихся 1 «А» класса мы выяснили, что Ангелина Л., Сережа О., и Алеша О. ассоциируют свой класс с песком. Все в классе сами за себя , в игру принимают только своих друзей, и только иногда их . Эти дети относятся к «низкостатусным» детям, которые получили 1 – 2 выбора.

 

Б. Егор, В. Артем, Л. Миша ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, что, несмотря на то, что все члены коллектива общаются друг с другом, но есть дети, которые предпочитают общаться только со своими друзьями, обращаясь к остальным по мере надобности.

 

А. Вика, Б. Алеша, К. Вова, К. Настя, М. Егор, И. Ира, Ф. Александр ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что все ребята в классе дружные, любят вместе играть, трудиться, но иногда происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу, но совсем не на долго. Ребята все равно стремятся общаться друг с другом.

 

Ф. Ольга, О. Ольга выбрали алый парус, так как они общаются со всеми детьми и все дети общаются с ними, иногда их обижают, но очень быстро все мирятся и снова играют, поют и соревнуются вместе.

 

К. Виктор, Р. Таня, А., Сарханг выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу, особенно детям, которые учатся не очень хорошо. Они любят спортивные соревнования, игры, походы, всегда с удовольствием ходят всем классом.

 

Большинство детей (12 человек) оценивают свой класс, как дружный и сплоченный коллектив класса, отношения строятся на взаимовыручке и взаимопонимании. 3 детей оценили свой класс как дружный, но с ограничениями в межличностном общении, определив коллектив как средней сплоченности. 3 детей оценили коллектив как не сплоченный, но имеющий хорошую динамику для развития коллективных отношений.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что класс имеет высокий уровень развития и имеет высокую тенденцию к формированию коллектива с признаками коллективизма и коллективными отношениями, так как помимо учебной деятельности детей объединяет интерес к внеклассным совместным мероприятиям. Оценивая психологический климат коллектива класса, можно сказать, что он достаточно благоприятный для формирования как персонифицированной личности в коллективе, так и коллектива класса.

 

Результаты ответов 1 «Б» класса.

 

Все ответы учащихся 1 «Б» класса систематизированы в таблицу (см.приложение 7).

 

Обработав результаты ответов учащихся 1 «А» класса мы выяснили, что Ж. Вадим, Ильм Оля К. Давид, Л. Алеша Л. Кирилл, Н. Вика, Н. Настя ассоциируют свой класс с песком. Все в классе сами за себя , в игру принимают только своих друзей. Дети часто ругаются, если игра идет не так как надо «лидерам».

 

Б. Алеша, В. Александр, Б. Миша, Н. Дана, ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, что, дети часто ругаются, но и мирятся быстро. Общаются не все дети друг с другом, но если учитель просит, то детей принимают в игру или совместную деятельность. Но есть дети, которые предпочитают общаться только со своими друзьями, обращаясь к остальным по мере надобности.

 

Ж. Ира , Т. Роман ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что в основном все дети дружные, любят вместе играть, трудиться, но часто происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу, но совсем не на долго. Ребята все равно стремятся общаться друг с другом.

 

С. Николай, Б.Люда, Г.Оля выбрали алый парус, так как они общаются со всеми детьми и все дети общаются с ними, хоть и происходят периоды разногласий, но соревнуются и играют почти всегда все вместе.

 

А. Ира, П. София выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу, особенно дети которые хорошо учатся всегда помогают хорошистам. Иногда в классе проходят спортивные соревнования, игры, походы, и все с удовольствием ходят всем классом. (Девочки имеют статус «звезд» и «лидиров», поэтому взаимное общение у них максимальное.)

 

Большинство детей (13 человек) оценивают свой класс, не сплоченный, конфликтный, с явными делениями на микрогруппы, с преобладающим влиянием «лидеров» класса. 3 детей оценили свой класс как дружный, но с ограничениями в межличностном общении, определив коллектив. как средней сплоченности. 3 детей оценили коллектив как сплоченный, дружный и неконфликтный. Таким образом, можно сделать вывод, что класс имеет низкий уровень развития, межличностные отношения поддерживаются только среди своей или близлежащей микрогруппы. Оценивая психологический климат коллектива класса можно сказать, что он не благоприятный для персонифицированного развития личности в коллективе и формирования коллектива класса. В тоже время, анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что совместная внеурочная деятельность очень нравится детям и при ее увеличении есть хорошая динамика для формирования коллектива класса.

 

 

2.3 Беседа с классным руководителем

 

1. Число членов и возраст детского коллектива?

 

В классе 18 учащихся ( 7 девочек и 11 мальчиков), возраст колеблется от шести до семи с половиной лет

 

2. Характеристика лидеров, степень их влияния: в чем оно проявляется? О. Оля, Р. Таня, К. Виктор, Б. Егор, являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятиях.

 

3. В чем основные интересы коллектива?

 

В совместной внеклассной деятельности: поход в кино, игры, спортивные мероприятия, межличностные интересы детей, особенно проживающих рядом.

 

4. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива?

 

Конфликты есть но не много. В основном из – за несовпадения мнений лидирующих детей по вопросам совместной деятельности и распространения влияния этого мнения на остальных членов коллектива.

 

5. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?

 

Ф. Оля, О. Алеша, Л Ангелина, являются принятыми, но получившими меньше всего выборов. Они неохотно вступают в контакт со сверстниками, успеваемость у детей низкая, но есть стремление к хорошей учебе. Иногда они принимают участие в школьных мероприятиях. Этих детей изредка, но замечают в жизни класса. Они не вступают в споры, не высказывают мнений в спорных вопросах, но общаются практически со всеми детьми. Двое из этих детей пришли в класс совсем недавно и еще не реализовали себя в коллективе. У Лазаревой А., опекуном являются бабушка и дедушка , в семье нет хорошего материального достатка.

 

6. Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе? Наиболее прижившиеся дети в коллективе класса это - 5 предпочитаемых: 2 девочеки (А. Вика, И. Ира) и 3 мальчика (Б. Алеша, А. Сарханг, В. Артем); эти дети сохраняют нейтралитет ко всем . Они высказывают свое мнение, но не навязывают его. Общаются со всеми детьми не выделяя наиболее или наименее привлекательных.

 

7. Какой тон взаимотношений преобладает в классе (бодрый, жизнерадостный или подавленный, пессимизм, конфликтность)?

 

Можно сказать, что больше бодрости и жизнерадостности , но бывают редкие периоды конфликтности.

 

8. Строятся ли отношения на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности? Отношения строятся скорее на принципах сотрудничества и взаимной помощи, затем доброжелательности. В классе скорее преобладает деловой вид отношений направленный на коллективную деятельность . Но хорошо уже то, что эти критерии вообще присутствуют в классе.

 

9. Нравится ли детям участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время? Вне школы дети встречаются не так часто , как хотелось бы, но , к примеру, на организованном школой субботнике, работали и общались между собой все дети, даже те, которые редко обращали внимание друг на друга. Группа продленного дня конечно очень сплачивает детей, так как нет официального урочного тона в их межличностном общении. Мы организуем игры, прогулки, конкурсы, просто беседуем и обсуждаем различные темы интересные детям. Выслушиваем мнение всех детей. Такая совместная деятельность очень сплачивает класс. На совместных спортивных мероприятиях ( подразумевающих соревнование) дети сплачиваются на столько, что нет разделения на микрогруппы. В группе продленного дня более сильные в учебе дети помогают боле слабым.

 

10. Присутствуют ли в классе нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях?

 

Дети вообще жестоки от природы к тем, кто не такой как они сами. Поэтому говорить о справедливости в детском коллективе - сложно. Но в данном коллективе есть эти зачатки. В основном в классе каждая микрогруппа заступается за своего члена. Очень редко ( практически никогда) дети не заступаются друг за друга кроме случаев, когда обидчиками являются представители старшего класса . В таких случаях можно говорить о нормах справедливости между микрогруппами. Так же при совместной деятельности , особенно приводящий к результату (например совместные спортивные игры) присутствует равенство и поддержка более слабых.

 

11.Вызывают ли успехи или неудачи отдельных учащихся класса сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива?

 

Чаще дети переживают и радуются только за себя или близкого друга. Но если я акцентирую внимание детей, на каком – то хорошем достижении ребенка не привлекательного в классе, тогда участие выражают все члены коллектива.

 

12. Как реагируют дети на предложение совместной деятельности после уроков ( например спортивного соревнования с другим классом)?

 

Очень бурно и радостно. В классе только новенькие дети еще не достаточно активны, начинается совместное обсуждение действий на соревновании, лидеры активизируют детей всех категорий. Наблюдается необычное сплочение ради победы.

 

Это очень радует.

 

13.Как вы считаете, коллектив вашего класса достаточно дружный и сплоченный?

 

Конечно, дети еще не достаточно хорошо узнали друг друга на первом году совместной учебы, но у класса есть хорошая динамика к развитию дружного коллектива. Я стараюсь акцентировать внимание детей на доброжелательных отношениях, помощи слабым. Видя, что внеурочные совместные мероприятия очень нравятся детям и помогают взаимопониманию детей, я стараюсь организовывать их как можно чаще.

 

 

Вывод

 

Анализируя беседу с классным руководителем можно сделать вывод, что класс , развивается как коллектив , и наблюдается хорошая динамика его формирования. Среди детей нет достаточно резкого выделения «лидеров», «предпочитаемых» и «принятых». «Изгоев» в классе нет вообще. Класс разбит на несколько групп, но в совместной внеклассной деятельности эти группы сплачиваются, что говорит о высокой сплоченности. Прочные и постоянные межличностные отношения в классе не только в своей микрогруппе или близлежащей, но и за пределами группы, особенно частые не только по мере необходимости. Несмотря на разброс выборов в классе преобладает межличностное взаимодействие между индивидуумами, чем между микрогруппами. Такое положение в классном коллективе дает основание предполагать, что при увеличении совместной внеклассной деятельности класса будет повышаться сплоченность,формироваться положительный психологический климат, межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, доверии, дружбе , а не на принципе сотрудничества.

 

Беседа с классным руководителем 1 «Б» класса.

 

1. Число членов и возраст детского коллектива?

 

В классе 19 учащихся (9 девочек и 10 мальчиков), возраст колеблется от шести до семи с половиной лет

 

2. Характеристика лидеров, степень их влияния: в чем оно проявляется? София П., Б.Люда, Дана Н., Ира А., Рома Т. являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятиях.

 

3. В чем основные интересы коллектива?

 

В данном классе совместной внеклассной деятельности очень мало и дети очень рады, когда можно провести какие – то совместные мероприятия. Интересы коллектива в основном строятся на совместной учебной деятельности.

 

4. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива?

 

Конфликты происходят очень часто, но не много. В основном внедрения «лидирами» в коллективные отношения микрогрупп класса личных взглядов на выборы и взаимовыборы членов коллектива, и распространения влияния этого мнения на отверженных детей.

 

5. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?

 

Информация о работе Влияние социально – психологических факторов, на формирование коллектива класса начальной школы