Влияние СМИ на представление молодёжи о распределении семейных ролей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:23, реферат

Краткое описание

Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. Проблему представлений о семейных ролях интересовала таких исследователей, как Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис , которые одними из первых заговорили о семейных ролях и о последствии их несовпадений; И. С. Ковалев говорил о ролях и рассматривал их в контексте семьи. Наше исследование посвящено тем факторам, которые влияют на формирование представлений о семейных ролях. Роль- это поведение, которое ожидается от индивида другими в ходе выполнения определенных функций и на таком- то месте и при таких обстоятельствах могут возникнуть несовпадение ролевых ожиданий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы распределения семейных ролей
Понятие семейные роли в социальной психологии………………
Историко-культурные представления о распределении семейных ролей…………

Выводы по первой главе……………………

Глава 2. Особенности влияния СМИ на распределение семейных ролей

2.1. Понятие СМИ, его виды и сущность………………………………..

2.2. Изучение влияния СМИ на представление молодёжи о распределении семейных ролей…………………………………………………

Выводы по второй главе………..

Заключение…………………

Список литературы……………….

Приложение………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Телевидение весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра  социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.

     Это проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и  конкретных индивидов. Раньше этот процесс  определялся, как правило, условиями  жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).

     Сегодня, как говорилось, зависимость людей  от телевидения стала всеобщей. У  некоторых категорий (особенно у  детей и подростков) эта зависимость  развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью.

     С первых лет своей жизни ребенок  попадает в информационное поле, создаваемое  сетью массовых коммуникаций, которые  включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.

     Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры — молодой человек начала 21 века — представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т.д.

     Современные исследователи рассматривают телевидение  не как автономный самодостаточный  объект, а как узел пересечения  разнородных сигнифицирующих практик.

     Анализ  телевидения в рамках современной  критической теории основан на положении  об обусловленности репрезентации: все наши попытки репрезентировать реальность обусловлены языком, культурой и идеологией. Если согласиться с тем, что мы познаем мир через системы репрезентаций, то сама постановка проблемы объективности или субъективности телевидения изменится и на место вопроса: “Узнаем ли мы из телевидения правду о мире?” встанет вопрос: "Каким образом оно репрезентирует мир?”.

     Коммуникативная природа телевидения имеет свою специфику, К. Метц выделяет пять каналов  телекоммуникации: образ, письменный текст, голос, музыка и звуковые эффекты. Он считает, что телевидение и кино — это две сходные языковые системы, которые характеризуются крайней открытостью.

     Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу.

     "Всеприсутствие”  телевидения в повседневности  приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами коммуникации. Чаще всего наше отношение с телевидением — это отношение аудитора, то есть слушателя, а не зрителя

     Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.

     Телевидение позволяет увидеть жизнь с разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок никогда не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (ребенок оценивает, как это может коснуться его в жизни, позиция «и Я»); персонификация (создание сообраза, «позиция Я», ребенок либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм)

     К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

     Не  нужно проводить специальных  исследований, чтоб выявить роль телевидения  в современном обществе и в  жизни детей. В каждой семье есть телевизор, и не один. Почти все  имеют доступ к широкому спектру  телевизионных каналов. Ребенок может выбрать себе приемлемый канал сознательно укрываясь от познавательных программ.

     Важно отметить, что на телевидении стали  больше показывать сериалов, но уменьшилось  число хороших художественных фильмов. По данным исследований именно художественные фильмы, его герои  могут стать для поколения детей эталоном поведения в семье.

     Родителей не пугает высокая роль телевизора в жизни их ребенка. В секцию или  кружок отдавать ребенка дорого или  опасно – нет желания или возможности  встречать после занятий детей. Поэтому родители сознательно делают выбор детского досуга в пользу телевизора, причем, не регламентируя его телевизионное время. Возникает проблема – формирование культуры увиденного. Огромный поток информации – естественное явление современности, но не утонуть в нем, остаться собой, стать нравственным – вот одна из важнейших задач педагога. 

      2.2 Изучение влияния СМИ на представление молодёжи о распределении семейных ролей. 

      Мы  составили анкеты, для того чтобы  выявить, имеют ли влияние средства массовой информации на представления молодёжи о распределении семейных ролей. При помощи первой анкеты, мы получили данные, о том какие представления о распределении семейных ролей сформированы у молодёжи. Вторая анкета, помогла нам узнать, ориентируется ли молодые люди на СМИ в этих представлениях.

      По  результатам первой анкеты, можно сказать, что 24 респондента, считают что главой семьи является жена, но все решения в семье принимает муж. Также, 29 респондентов на вопрос "Семья держится на?" ответили "любви и доверии"; 24 респондента, считают, что детей должна воспитывать жена и по утверждению большинства респондентов материальным обеспечением должен заниматься муж.

      По  результатам второй анкеты, можно сказать, что 28 респондентов пользуются СМИ и что, они оказывают влияние на формирование семейных ценностей, также для 22 респондентов СМИ формируют образ мужа и жены, и что СМИ помогают в отношениях в семье.

      Проанализировав данные, можно сделать следующее  соотношение:

      для 73% испытуемых образ мужчины и  женщины формируют СМИ и по утверждению 80% испытуемых, роль главы  семья выполняет жена. Также, по утверждению 93% респондентов СМИ прививают людям духовные ценности, а для 96% респондентов, крепкость семейных отношения зависит от любви и доверия.

       Беря  во внимание вопрос о том, кто является главой семьи, можно сказать, что СМИ существенно изменили историко-культурные представления об этой роли. Но духовная основа семья осталась неизменной. 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выводы  по второй главе 

      Мы  ознакомились с понятием СМИ, мы узнали, что они оказывают непосредственное воздействие на повседневную жизнь человека.

     Это проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и  конкретных индивидов. Раньше этот процесс  определялся, как правило, условиями  жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).

     Так же мы выяснили, что существуют три наиболее распространенных вида СМИ — радио, телевидение и пресса — имеют свои особые, причем достаточно различные функции. Радио, телевидение и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса. Радио отвечает на вопрос «что?». Телевидение отвечает на вопрос «как?». Наконец, пресса отвечает на вопрос «почему?».

      Мы  ознакомились с данными результатов  анкет и сделали процентное соотношение  некоторых данных, при помощи диаграммы. Мы выяснили, что СМИ оказывают влияние и на формирование представлений о распределении семейных ролей и духовных ценностей.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Таким образом, можно сказать, что СМИ  непосредственно влияют на формирование семейных ценностей и представление о распределении семейных ролей. Сравнивая результаты анкет, можно сказать, большинство респондентов пользуются СМИ и они оказывают влияние на формирование семейных ценностей, это подтверждают результаты первой анкеты, в которой практически единогласно респонденты утверждают, что современная семья держится на любви и доверии. Так же просмотр телепередач влияет на формирование образа мужа и жены, мы видим, что большинство считает, что главой семьи является жена, но важные решения в семье принимает муж и он же занимается материальным обеспечением семьи. Воспитанием детей занимает жена, несмотря на то, что современные сериалы показывают нам совершенно иное.

       Сравнивая культурно-исторические представления  о распределении семейных ролей с результатами анкеты, мы видим, что представления о главе семьи в корне изменились. Результаты анкет показывают, что главой семье стала женщина, что говорит о потере культурного представления об образе мужчины в семье. Из пункта 2.1. первой главы, мы видим, что во всех культурах мира глава семьи – мужчина, так как эта роль дана ему от природы и что лишь такая иерархия семейных ролей, сможет поддерживать стабильность отношений в обществе. Если меняется такая иерархия не выполняется, то можно сказать, что это существенно, влияет на отношения в обществе.

Информация о работе Влияние СМИ на представление молодёжи о распределении семейных ролей