Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.
Цель работы: выявление влияния родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 82.39 Кб (Скачать)

    Хотя  прожить жизнь без тревог едва ли кому удаётся, а бывают ситуации, когда тревога и полезна, всё  же избыток её - отнюдь не к добру. Робость и агрессивность, страх  и вялое безразличие - в основе всех этих отклонений могут лежать механизмы тревоги. Тревога у  ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает.

    В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников, требования не по силам, не по детским  возможностям, требования, ранящие  ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение. В первом случае он мечется между двумя полюсами, пытаясь совместить в своём поведении  несовместимые правила и идеалы. Во втором - страдает от жгучего чувства  невозможности достичь тех высоких  «жизненных стандартов» (в учёбе  или каких-то других делах), которые  сам считает для себя обязательным. В третьем - любовь и привязанность  к близкому человеку вступают в конфликт с ощущением холода и отвержения, идущего от этого человека.

    Такой внутренний конфликт очень часто  соотносится с осложнениями и  во внешних отношениях - между родителями, между семьей и ДОУ, между ребенком и сверстниками. Но взаимосвязь тут  далеко не однозначна. Совсем не каждый ребенок становится тревожным, если его мать и бабушка недолюбливают  друг друга и стараются воспитывать  его по-разному. Каждый ребенок не однажды, очевидно, испытывал «борение чувств» в тот момент, когда  педагог требует выдать зачинщиков какой-то шалости - короче говоря, когда  поступок, похвальный с точки зрения взрослых, будет сурово осужден товарищами, и наоборот. Но далеко не у каждого  такие ситуации рождают ощущение внутреннего конфликта. Лишь когда и та, и другая, ей противоположная, оценка либо нравственная норма становятся частью его внутренней эмоциональной жизни, создаются условия для развития тревоги. Ведь в душе ребенка конфликтуют, конечно, не воспитательные системы мамы и бабушки, а его собственное желание не огорчать маму и его же собственное стремление нравиться бабушке.

    Чаще  всего силой, смягчающей возникающие  вокруг ребенка напряжения, оказывается  семья. В семье ребенок, прежде всего, получает признание своего человеческого  «я», утверждается как личность, находит  круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями и - что не менее  важно - может и не делиться, если не считает нужным. Семья, не дающая ребенку этого эмоционального фундамента, оставляет его незащищенным перед  трудностями и противоречиями окружающего  его большого мира. Тогда ему приходится искать такую душевную опору среди  других взрослых близких и не близких  родственников, знакомых, а то и просто соседей по дому. Иногда значимее всех может оказаться учитель, тренер.

    Тревога проникает в душу ребенка, лишь когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. К этим важнейшим потребностям, присущим любому ребенку, любому человеку, относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.), потребность в близости, в привязанности к человеку или группе людей, потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «я», потребность в самореализации, в раскрытии своих скрытых сил, потребность в цели, смысле своей жизни.

    Одна  из самых распространенных причин детской  тревоги - чрезмерно высокие и  жесткие требования родителей, не учитывающие  способностей ребёнка, уровня его развития, направленности его интересов.

    Замечено, что интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у  мальчиков и девочек различны. В старшем дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это  связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как  ее объясняют, чего опасаются. И чем  старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу  с другими людьми. К людям, с  которыми девочки могут связывать  свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так  называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

    Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

    Тем не менее, у детей старшего дошкольного  тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно  снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие  его, будут соблюдать нужные рекомендации.

    Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем.

    Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение  к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только не уверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.

    Тревожные дети, если у них хорошо развиты  игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и  не оказываются в изоляции, они  чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие  дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности  тревожных детей является то, что  у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет  к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные  со сферой общения, усиливается неуверенность  в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений  со сверстниками появляется состояние  напряженности и тревожности, которые  и создают либо чувство неполноценности  и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать.

    Это плохо в обоих случаях, так  как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению.

    Личность  с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей  самооценке. Как правило, у нее  формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных  ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых  к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом  перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной  неустойчивости. 

    
    1. Причины возникновения тревожности  в семьях, имеющих  детей младшего школьного  возраста.
 

  
В психологической литературе можно  встретить разные определения  понятия  «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.  
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях». 
Е. Савина, доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что  тревожность определяется как устойчивое отрицательное  переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.  
По  определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».  
Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.  
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.  
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.  
У детей  младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность.  
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.  
Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость 
в тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно, нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо, меня накажут»).  
Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивое внутреннее состояние ребенка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же ); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.  
В основе внутреннего конфликта ребенка может лежать внешний конфликт - между родителями.. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершенно недопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый ребенок становится тревожным, если его мать и бабушка недолюбливают друг друга и воспитывают его по-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороны конфликтующего мира, когда они становятся частью его эмоциональной жизни, создаются все условия для возникновения тревоги.  
В душе ребенка конфликтуют не воспитательные системы мамы и бабушки, а его собственное желание не огорчать маму, его же собственное стремление нравиться бабушке. Точно также не распад семьи сам по себе делает ребенка тревожным, а внутренняя несовместимость добрых чувств к обоим родственникам, ставшим друг другу врагами. Почему же сходные внешне конфликты у одних детей проникают в глубь души, тогда как другие ребята остаются к ним равнодушными? Причин много , но главная - какие отношения для ребенка являются значимыми.  
Когда, к примеру, единственной значимой фигурой для ребенка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию. Не будем "бояться волков" - тех возможных противоречий, которые могут возникнуть между оберегающей заботой семьи и нормами мужественности, ценимыми в мальчишеских компаниях. Надо все же "ходить в лес" - именно многообразие, переплетение значимых отношений позволяет ребенку разрешать противоречия то тут, то там возникающие в жизни. Конфликт не ведет к тревоге, когда есть множество точек опоры.  
Но ведь избежать конфликтов ни кому не удается; значит ли это, что ребенок обречен на тревогу? Вовсе нет. Детей, заболевших неврозами лишь оттого, что их испугала внезапно залаявшая собака, или расстроил накричавший учитель, или вывела из себя скандальная ссора в семье, - таких детей фактически не существует. По отношению к таким одноразовым стрессам ребенок гораздо устойчивее, чем думают. Природа снабдила человека мощным механизмом забывания, который избавляет наше сознание от обязанностей нести тяжелый груз неприятных воспоминаний.  
Тревога проникает в душу ребенка, лишь когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.  
К этим важнейшим потребностям относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.); потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное "я"; потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.  
Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве , навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому ( а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.  
Стремясь выработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того ,чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.  
Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере 
Различаются девочки и мальчики тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.  
Последствия тревожных переживаний.  
Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.  
Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской".  
Внутренняя задача, которая стоит перед эмоционально неустойчивым ребенком: в море тревоги найти островок безопасности и постараться как можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волн окружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.  
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.  
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).  
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.  
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. 

    Тревожные дети имеют склонность к вредным  привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.  
Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.  
У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.  Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».  
Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Саша совсем. Любит делать только то, к чему привык.          Никак не удается заинтересовать его чем-то новым. «Люба очень нервная. Чуть что – в слезы. И не хочет играть с ребятами – боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке – не оттащишь.  
Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами. 
 

    
    1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
 

    Прежде  чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

    Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и  нет единого определения понятия  «семья», хотя попытки сделать это  предпринимались великими мыслителями  много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие). В психологическом  словаре для родителей находим  следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения  обусловлены различием полов  и половой потребностью, проявляются  в форме нравственно-психологических  отношений».

    По  мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально- педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена».

    По  мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

    -гуманность  и милосердие к растущему человеку;

    -вовлечение  детей в жизнедеятельность семьи  как её равноправных участников;

    -открытость  и доверительность отношений  с детьми;

    -оптимистичность  взаимоотношений в семье;

    -последовательность  в своих требованиях (не требовать  невозможного);

    -оказание  посильной помощи своему ребёнку,  готовность отвечать на вопросы.

    Реализация  этих принципов будет зависеть и  от типа воспитания:

    Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

    Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

    Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

    Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

    Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей