Власть и лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:01, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.

Оглавление

Введение 3
Понятие и сущность власти 4
Определение власти 4
Источники власти 6
Формы власти 7
Феномен лидерства 9
Сущность лидерства 9
Функции лидера 12
Типы лидерства. Личные черты лидера 13
Соотношение руководства и лидерства в системе управления 17
Заключение 21
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии управления коллективом.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы.

Руководство можно  определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.

Не  следует упрощать психологическую  сущность феномена руководства, в управлении малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца[7, c.89-91].

Против  такого слияния можно привести несколько  важных доводов. Во-первых, чаще всего  лидер и руководитель группы имеют  различную ориентацию: последний  всецело направлен на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения.

Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический  род групп, для которых будет  эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального  лидера. Речь идет, прежде всего, о научных  коллективах, продуктивность которых  повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы.

 В-третьих,  существует немало типов социальных  групп, где в силу существенных  возрастных или статусных различий  руководителя и членов группы  описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится  к студенческой группе.

Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

 

Несмотря  на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие  черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором – заранее не предусмотрены.

Формирование  социально-психологической структуры  коллектива связано с выдвижением  лидеров в неформальных малых  группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых  межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь.

 В  связи с этим лидером считается  тот, чьи установки и ориентации  становятся референтными, исходными  эталонами для всех или большинства  членов группы в оценке ими  значимых аспектов ее жизнедеятельности.  Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Сравнительный анализ определений, которые даются понятиям «власть», «лидерство» и «личное влияние», позволяет заключить, что наиболее близки друг к другу феномены лидерства  и личного влияния. Основными  средствами воздействия в обоих  случаях могут выступать: убеждение, призыв, воодушевление, обаяние и юмор. Вместе с тем, поскольку личное влияние может осуществляться не только лидерами, но и обычными людьми, средством воздействия здесь может быть простое участие, любое проявление эмпатии или просто присутствие «значимого» лица.

      

 Лидерство и личное  влияние обнаруживают наличие  у человека практически одних  и тех же качеств – уверенности,  напористости, общительности, ориентации  на успех, саморегуляции, работоспособности,  социального интеллекта и некоторых  атрибутов феминности.

        Влияние может основываться на  социальном положении или статусе,  на владении ресурсами или  информацией, на межличностных  отношениях или индивидуальных  особенностях, включая различные  мотивы, потребности и интересы  человека.

        Природа личного  влияния неоднозначна и проявляется в зависимости от темперамента и типа личности. Существуют основные и компенсаторные типы личного влияния. Наиболее творческими и развивающими типами влияния являются социальный интеллект и личный магнетизм, поскольку дают максимальную удовлетворенность общением как человеку, оказывающему влияние, так и тому, на кого оказывается влияние.

 

Заключение

 

Лидерство – способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей. Власть, способность влиять на поведение людей необходимы для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти, или есть, но очень слабая.

Основные типы власти – это принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.

Я считаю что, эффективность какого-то типа власти зависит от ситуации и от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении  важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Из-за меняющихся социальных ценностей, руководители организаций считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на тех, кто не занимает управленческих должностей, коллег, и на тех, кто не является членом организации.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию.

В заключение хочу сказать, что, по моему  мнению, проблема лидерства с каждым днем становится все более насущной. В современных условиях руководитель не являющийся лидером, который не имеет  за своей спиной сработанной команды, вряд ли сможет эффективно управлять предприятием.

 

Библиографический список

 

  1. Абалкин Л.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Финстатинформ, 2009. – 548 с.
  2. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 139 с.
  3. Бендас Т.В. Психология лидера. – СПб.: Питер, 2009. – 572 с.
  4. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2007.   – 460 с.
  5. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. – СПб.: Питер, 2010. – 220 с.
  6. Кабанов А.Ф. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.
  7. Корнюшин В.Ю. Основы управления персоналом. – М.: МИЭМП, 2010.–237 с.

 




Информация о работе Власть и лидерство