Виды воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Краткое описание

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Файлы: 1 файл

сновидения, галюцинации, грёзы как вид воображения.docx

— 33.18 Кб (Скачать)

     Преобразование  действительности при помощи воображения  происходит не произвольно, оно имеет  свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах  преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.

     Первый  такой способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни  частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный  набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется  в искусстве, науке, техническом  изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и  в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь  или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.

     Другим  приемом является акцентуирование  некоторых сторон отображаемого  явления. Акцентуирование – это  подчеркивание черт. Оно часто  достигается при помощи изменения  пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование  должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое  применение в фантастическом изображении  действительности. Примером могут служить  следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный  Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные  размеры могут сделать более  очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически  малые размеры могут силой  контраста подчеркнуть большие  внутренние достоинства персонажа.

     Третий  известный способ создания образов  воображения — схематизация. В  этом случае отдельные представления  сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой  схематический рисунок.

     И последним способом можно назвать  типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей  и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее. Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

     Хотите  верьте, хотите нет - но некоторые принимают  наркотики для того, чтобы испытать галлюцинации. Такие наркотики называются “галлюциногенами”. К ним относятся “экстази”, LSD, РСР, грибы-поганки (из рода Psylocibae), таблетки “тарен” и “циклодол” и еще некоторые. Когда их принимают, то рассчитывают, что галлюцинации будут забавными. К счастью или сожалению, это далеко не всегда так.

     Довольно  часто галлюцинации бывают пугающими. И уж в любом случае они мешают правильно ориентироваться в  окружающей обстановке. Поэтому, переживая  галлюцинации, любой может начать делать странные и опасные вещи. Некоторые наркотики-галлюциногены  вызывают ложное ощущение невесомости (а это тоже галлюцинация), и наркоманам кажется, что они могут летать. Иногда из-за этого ощущения они  пытаются “полететь” из окна или с  крыши дома и разбиваются насмерть. Другой пример опасных галлюцинаций - ощущение собственного всемогущества, которое может заставить, скажем, попытаться остановить руками проезжающую  мимо на полном ходу машину. Даже если на обычной канавой с водой  нет мостика, а наркоману кажется, что он есть, это может оказаться  опасным (или очень неприятным).

     Наркотик  “фенциклидин” (он же - РСР), и близкий к нему медицинский препарат для обезболивания “кетамин”, являющиеся галлюциногенами, обладают крайне неприятным свойством: иногда они вызывают устрашающие галлюцинации. Наркоману кажется, что окружающие на него нападают, и он пытается защищаться. Поскольку он в это время не чувствует боли, его трудно утихомирить, и он может в горячке причинить повреждения самому себе (похожее ситуация бывает с перебравшими алкоголя, только с ними легче - они с трудом стоят на ногах). Если ты столкнулся с такой ситуацией, обязательно позови на помощь друзей или старших - его надо будет удерживать, а такое опьянение может продлится несколько часов.

     Поэтому, если ты заметил, что твой друг стал говорить или делать странные вещи (после того как принял наркотики) постарайся не покидать его, пока он не будет в безопасности.

     При употреблении наркотиков-галлюциногенов (LSD, “экстази” и т.д.), иногда развивается панический страх. Обычно он связан с ощущением измененности, чуждости окружающего мира. Это состояние субъективно крайне неприятно. Поэтому больной испытывает тревогу, беспокойство, не находит себе места, мечется, пытается попросить о помощи и тут же отказывается от нее. Может попробовать забиться в какой-нибудь угол или в укромное место. Обычно в таком состоянии человек бледен, у него расширены зрачки, ладони холодные и влажные.

     Бывает, что панический приступ заставляет людей совершать опасные действия - в страхе прыгать из окон домов  и т.д.

     Поэтому, если ты заметил, что твой друг испытывает ужас или мечется в панике, постарайся увести его в тихую комнату, разговаривай с ним спокойно, но уверенным голосом - чтобы он видел, что ты ничего не боишься. Выгони из комнаты всех посторонних, пусть с тобой останутся только 1-2 человека (на всякий случай). Постарайся ободрить его, скажи, что это состояние  связано с наркотиками и что  оно пройдет в течение часа - другого. Шансы успокоить его  довольно велики, но если ничего не получается - вызывай “Скорую”, такие состояния  можно лечить специальными лекарствами. Главное - не выпускай друга из виду, чтобы он не стал жертвой несчастного  случая. 

     Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

     Мечтой  называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что  она несколько более реалистична  и в большей степени связана  с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства  людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются  и тревожные видения, порождающие  чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу  же реализуется в практических действиях  человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь  творческих сил человека. Необходимость  мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она  затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

     Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет  его самые сокровенные желания  и потребности. В мечтах подросток  строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе  подросткового возраста это все  равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку  в воображаемом плане "перебрать" разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

     Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения  заключается, прежде всего, в том, чтобы  суметь создать новые образы, способные  быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения  заключается в том, чтобы создать  новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности. В корне  ошибочным является представление  о том, что чем причудливее  и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение  Льва Толстого ничуть не слабее воображения  Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину  наглядной и образной. Ведь, как  известно, мощное творческое воображение  узнается не столько по тому, что  человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать  действительность в соответствии с  требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и  особый взгляд на вещи, отличный от взгляда  нетворческого человека. Поэтому  основная задача художественного произведения – показать другим то, что видит  художник, так, чтобы это увидели  и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

     Заключение 

     Значение  воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и  развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит  в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного  и промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в  технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью  без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти  выход в проблемной ситуации, когда  мы не обладаем нужной полнотой знаний.

     Да  и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь  на свете, если бы люди не могли мечтать!!! 
 

Информация о работе Виды воображения