Виды внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:17, практическая работа

Краткое описание

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол». Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойственно и животным.

Файлы: 1 файл

Виды внимания.docx

— 26.47 Кб (Скачать)

Опыты показали, что объем  внимания взрослого человека —от 4 до 6 объектов, школьника (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если же в тахистоскопе показывать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово (он схватывает слова, а не отдельные буквы). Формально объем внимания останется тем же (4—6 объектов), но букв человек воспримет уже не 4—6, а до 16, т. с практически объем внимания увеличится. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое. воспринимать их целыми комплексами. Именно поэтому объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Увеличение объема внимания с физиологической точки зрения есть расширение участка с оптимальной возбудимостью, сужение объема внимания связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.

Распределение внимания —  это одновременное внимание к  двум или нескольким объектам при  одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими  словами, это умение одновременно выполнять  две (или более) различные деятельности.

Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют  непременного распределения внимания (шофер, летчик, дирижер). Умение распределять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в  поле внимания весь класс и каждого  ученика в отдельности, следить  за их поведением и учебной деятельностью  в классе и в то же время объяснять  новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время  учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать  и одновременно записывать. Умение слушать и понимать лекцию и одновременно записывать ее совершенно необходимо учащемуся, студенту.При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относи­тельно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии.

Физиологи распределение  внимания объясняют тем, что привычная  деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И. П. Павлов, участками коры, находящимися в известкой степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили  такой опыт. Нетренированному человеку предлагали идти по гимнастическому  бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек  терял равновесие и падал с  бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная  гимнастка — мастер спорта —  свободно выполнит такое задание.

Младшие школьники плохо  распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет  опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять  два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка  на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению своего внимания, ставить его в такие  условия, где это делать необходимо.

Переключение внимания —  это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной  деятельности на другую в связи с  постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, как мы уже отмечали, объем  внимания человека не очень велик. И  только способность переключать  внимание дает ему возможность познавать  окружающий мир во всем его многообразии. На пульте управления атомным ледоколом  «Ленин» находится более 250 приборов и сигнализаторов. Как же должна быть развита у дежурного на пульте способность к переключению внимания!

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности  человека — некоторые люди могут  быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение  по коре головного мозга участка  с оптимальной возбудимостью. Способность  к быстрому переключению внимания зависит  от подвижности нервных процессов, т. е. в конце концов от типа нервной системы.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным  напряжением, которое выражается в  волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую  работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды  часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности  и требует большой перестройки  характера деятельности. Однако при  утомлении и однообразной работе переключение внимания полезно и  необходимо.

Остановимся на таком распространенном недостатке внимания, который называют рассеянностью. Собственно говоря, рассеянностью  называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.

Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость  от основной деятельности. Человек  ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание. Таким был, например, Хлестаков, герой  пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвлечении внимания ученика на предметы, явления  или собственные мысли, которые  не имеют отношения к занятиям в классе. Поэтому младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров. У  учащегося среднего и старшего школьного  возраста подобная рассеянность приводит к серьезным пробелам в знаниях, к поверхностному и неглубокому  познанию, несерьезному отношению к  своим обязанностям.

Подобная рассеянность —  результат плохого воспитания. Ребенок  не приучается к сосредоточенной  работе, часто и сами взрослые отвлекают  его во время приготовления домашних заданий. Многократное повторение подобного  состояния становится привычным. Такая  рассеянность может быть и временным  состоянием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие  раздражители. Если эти временные  состояния систематически повторяются, они также станут привычными. Рассеянность может быть и следствием отсутствия каких-либо интересов у школьника. Наконец, она может вызываться и  запущенностью учебных занятий, когда ученик попросту не понимает того, что объясняет учитель, и  теряет всякий интерес к уроку.

Преодоление рассеянности учащихся требует настойчивости и терпения, долгой работы. Рассеянным учащимся надо создавать такие условия, где  бы они могли работать не отвлекаясь, и вырабатывать у них привычку не отвлекаться. Очень важно повседневно контролировать работу ребенка и постепенно приучать его к самоконтролю, причем приучать контролировать не только результаты работы, но и осуществлять контроль за работой в процессе ее выполнения. Важно постараться заинтересовать школьника учебной работой — это может явиться первым шагом в преодолении рассеянности.

Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредоточенности  человека на работе, когда он, кроме  своей работы, ничего не замечает и  порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, — у ученых, творческих работников в области искусства.

Как мы видим, указанные два  вида рассеянности действительно противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид  — чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосредоточение. В первом случае в коре отсутствует сильный  и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный  и стойкий очаг.


Информация о работе Виды внимания