Виды ощущений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем вызывающим ощущение выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение слух обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые болевые тактильные ощущения – контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные слуховые обонятельные вкусовые тактильные статические и кинестетические температурные болевые жажды голода. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Файлы: 1 файл

Психология и педогогика.docx

— 28.14 Кб (Скачать)

Виды восприятия

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), кинестетическое (восприятие движения), обонятельное и вкусовое восприятие. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Основой другого классификатора типов восприятия является формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, и восприятие движения. Отдельно выделяется восприятие человека человеком.

Восприятие величины и формы предметов. При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза.

При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно. Учащиеся не замечают как «летит время» на уроке, когда они заняты активной деятельностью. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятного вызывает восприятие быстрого течения времени. И наоборот, при ожидании приятного или желанного события, кажется, что оно долго не наступает.

Восприятие движения – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. 

5. Свойства и законы  восприятия

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному субъективно в зависимости от своих интересов потребностей способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми исключение составляли те предметы перевернутое изображение которых как знали люди физически невозможно. Так незажженная свеча воспринималась перевернутой но как только ее зажигали она виделась нормально ориентированной по вертикали т.е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия:

1. Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления действительности не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Наглядный образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.

2. Целостность т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной.

3. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме цвету величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство а приобретенное.

4. Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

5. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением с пониманием сущности предметов.

6. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

 

Список литературы

  1. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
  2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008. – 408 с.
  3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2009. – 336 с.
  4. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
  5. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с. 
  6. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.- 336 с.
  7. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007. – 585 с.

Информация о работе Виды ощущений