Виды мышления и их психологические особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Исследование мышления является основной задачей для психологов. Это предопределенно изначальным единством сознания и его связями. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа,а как развёрнутую деятельность используя систему языка, обретая характер умственных действий. Исследование мышления требует глобального изучения и анализа.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития различных видов мышления у людей, как основы рационального познания действительности. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава 1
История изучения мышления .......................................................................4
Природа и уровни мышления.......................................................................7
Виды мышления и их психологические особенности.................................9
Глава 2
2.1 Методы и психодиагностика мышления детей разных возрастных групп.....................................................................................................................17
2.2 Сравнительная характеристика ...................................................................25
2.3 Некоторые пути развития мышления формирующие личность................26
Заключение....................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................35
Приложения...................................................................................................36

Файлы: 1 файл

курсовая..docx

— 739.98 Кб (Скачать)

Одно из традиционных различий мышления по типам основано на анализе содержания используемых средств мышления - наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Рациональное мышление- это форма упорядоченных суждений (умозаключений), имеющих точное логическое основание. Мыслить рационально – означает не думать обо всем и сразу, а идти мысленно только к конкретной цели. Основным компонентом, отличающим рациональное мышление от обычного, является логика. Каждый этап такого суждения должен представлять собой правильную логическую цепочку.

2.1 Методы и психодиагностика мышления  детей разных возрастных групп.

Методы  диагностики мышления дошкольного возраста.

В этой работе были использованы 2 методики:

1. Методика «Нелепицы».

2. Методика «Времена года».   

Из  трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно  этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей.  
              Методики для оценки образно-логического мышления.

Методика 1. «Нелепицы».

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале  ребенку показывают картинку, изображенную в прилож.2.

В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно  посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть» см .прилож.2.

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


См. прилож 3. Таблица к методике «Нелепицы». 
                               Методика 2. «Времена года» 
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 2 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года. См. прилож.4.Картина к методике «Времена года».

Оценка результатов. 
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). 
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. 
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. 
4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. 
0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).  См. прил.5. Таблица к методике «Времена года»

Методы психодиагностики мышления младшего школьника.

Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, существенными структурными и качественными преобразованиями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления. 
В соответствии с этой идеей были подобраны и выстроены в определенной последовательности рассматриваемые далее методики диагностики мышления. Большая часть этих методик касается изучения словесно-логического мышления ребенка, однако среди них есть и такие, которые относятся к диагностике наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Методика 1. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

В этой работе представлены 2 методики: 
1. Методика «Определение понятий,выяснение причин,вывление сходства и различий в объектах».

2.Методика «Матрица Равена».

1. Определение понятий,выяснение причин,вывление  сходства и различий в объектах  .

 Данные особенности мышления  устанавливаются по правильности  ответов ребенка на следующую  серию вопросов: 

1. Какое из животных больше: лошадь  или собака?

2. Утром люди завтракают. А что  они делают, принимая пищу днем  и вечером? (Правильный ответ —  обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный  ответ — зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко  — это (Правильное продолжение  — ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают  шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. Который сейчас час? (Ребенку  показывают часы и просят назвать  время).

(Правильный ответ — такой, в  котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку  и молодую овцу? (Правильный ответ  — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь  и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю  тормоза? (Правильным считается любой  разумный ответ, указывающий на  необходимость гасить скорость  автомобиля).

12. Чем похожи  друг на друга  молоток и топор? (Правильный ответ  указывает на то, что это —  инструменты, выполняющие в чем-то  похожие функции).

13. Что есть общего между белкой  и кошкой? (В правильном ответе  должны быть указаны как минимум  два объясняющих их признака, например то, что это — 

животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)

14. Чем отличаются гвоздь, винт  и шуруп друг от друга? (Правильный  ответ: гвоздь, как правило, гладкий  по поверхности, а винт и шуруп  — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт  и гвоздь — круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в  длину ин высоту, теннис, плавание?

(Правильный ответ — это виды  спорта, виды физических упражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе  должно быть перечислено, как  минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек  от молодого? (Правильный ответ  должен содержать в себе хотя  бы два существенных признака, отличающих старых людей от  молодых).

18. Для чего люди занимаются  физкультурой и спортом? (Правильные  возможные ответы — для поддержания  своего здоровья; для того, чтобы  быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных  успехов, выигрывать соревнования).

19. Почему считается плохо, если  кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы  — потому, что все люди должны  работать, иначе нельзя будет  жить нормально; потому, что за  данного человека вынуждены, будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо  наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты  отправителем стоимости пересылки  почтового отправления).

Обработка результатов: За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.                                                                                   Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы,  которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Обоснование выбора методики: методика для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции. см.прилож.6.Таблица к методике «Определение понятий,выяснение причин,вывление сходства и различий в объектах».

2.Матрица  Равена.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.  
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена.  
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. 

Информация о работе Виды мышления и их психологические особенности