Виды эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 01:15, реферат

Краткое описание

Эмоции – это одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3


1. Характеристика эмоций, их физиологические основы………………………….4


2. Виды эмоций………………………………………………………………………11

2.1 Аффект……………………………………………………………………….11

2.2 Собственно эмоции………………………………………………………….12

2.3 Чувства как особый вид эмоций……………………………………………14


Выводы……………………………………………………………………………….17


Список литературы………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ № 2.docx

— 46.19 Кб (Скачать)

    Помимо  удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения с другой. В критические моменты  деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении  затруднений, во всех случаях, когда  мы делаем что-либо важное, что затрагивает  нас, мы испытываем напряжение. Очень  часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту  деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем  своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания [3, с. 348-349].

    Другим  проявлением эмоциональных процессов  является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

    Следует отметить, что неоднократно предпринимались  попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

    Интерес (как эмоция) — положительное  эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, обучению.

    Радость — положительное эмоциональное  состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

    Удивление — не имеющая четко выраженного  положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

    Страдание — отрицательное эмоциональное  состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой  информацией о невозможности  удовлетворения важнейших жизненных  потребностей, которое до этого момента  представлялось более или менее  вероятным, чаще всего протекает  в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции [1, с. 189-190].

    Гнев  — эмоциональное состояние, отрицательное  по знаку, как правило, протекающее  в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением cepъезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический    характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

    Отвращение  — отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение  с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими  принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с  гневом, может в личностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием «избавиться  от кого-либо или чего-либо».

    Презрение — отрицательное эмоциональное  состояние, возникающее в межличностных  взаимоотношениях и порождаемое  рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с  жизненными позициями, взглядами, поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

    Страх — отрицательное эмоциональное  состояние, появляющееся при получении  субъектом информации о возможном  ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших  потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным  прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики». Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер («От страха ноги подкосились»), и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде аффекта (ужас как крайний вариант страха).

    Стыд  — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия нравственных помыслов, поступков и внешности  не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о  подобающем поведении и внешнем облике [1, с. 190-191].

    Приведенный перечень основных эмоциональных состояний (общее число эмоций, название которых  фиксируют словари, огромно) не подчинен какой-либо классификационной схеме. Выпадая из перечисленных, эмоция может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе. Не следует считать, что из десяти основных эмоциональных состояний шесть имеют отрицательный характер, то это значит, что в общем реестре человеческих эмоций положительные эмоциональные состояния имеют меньший удельный вес. Видимо, большее разнообразие отрицательных эмоций дает возможность более успешно осуществлять адаптацию к неблагоприятным обстоятельствам, о характере которых успешно и тонко сигнализируют отрицательнее эмоциональные состояния. 

2.3 Чувства, настроение, стресс 

    Чувства — это еще один вид эмоциональных  состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что  эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут  первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому  они часто бывают неопределенными  и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, назрели и, в большинстве случаев  предметны и конкретны. Такое  явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться  как процесс перехода от эмоциональных  ощущений к чувствам. Другим различием  эмоций и чувств является то, что  эмоции в большей степени связаны  с биологическими процессами, а чувства  — с социальной сферой. Еще одним  существенным различием эмоций и  чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в  большей степени связаны с  бессознательным, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявления, а эмоции чаще всего не имеют [3, с. 350].

    Чувства — еще более длительные, чем  эмоции, психические состояния, имеют  четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение  к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может  переживать чувства вообще, если они  не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии  испытывать чувство любви, если у  него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство зависти, если у него нет того, что он ненавидит.

    Настроение  представляет собой общее эмоциональное  состояние, окрашивающее в течение  значительного времени поведение  человека. Настроение бывает радостное  или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное  или легкомысленное, раздражительное  или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует  на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом  настроении.

    Обычно  настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек  даже не замечает их. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает  свой отпечаток и на умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения), и на особенности движений и действия человека, влияя даже на продуктивность выполняемой работы.

    На  настроение влияют весьма различные  причины, например, удовлетворенность  или неудовлетворенность всем ходом  жизни, и в частности, тем, как складываются отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека.

    Настроение  человека в большой степени зависит  от общего состояния здоровья, в  особенности от состояния нервной  системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Занятия  физкультурой и спортом очень  полезны для улучшения настроения, но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная поддержка близких людей [5, с. 433].

    Настроения  имеют огромное значение для эффективности  деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может  казаться легкой и приятной, а при  другом — тяжелой и удручающей. Естественно, что при хорошем  настроении человек в состоянии  выполняет гораздо больший объем  работы, чем при плохом.

    Настроение  тесно связано с соотношением между самооценкой человека и  уровнем его притязаний. У лиц  с высокой самооценкой чаще наблюдается  повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженнее склонность к пассивно-отрицательным  эмоциональным состояниям, связанным  с ожиданием неблагоприятных  исходов. Поэтому настроение может  стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности [5, с. 433-434].

    Особую  форму переживания чувств, близкую  по своим психологическим характеристикам  к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям,  представляй  стрессовые состояния (от англ. слова  stress — давление, напряжение), или эмоциональный стресс.

    Эмоциональный стресс является комплексным процессом, исключающим физиологические и  психологические компоненты. Стрессорами  могут быть как неожиданные, неблагоприятные  воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и  сложные ситуации: необходимость  быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.

    При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией, но и дает комплексную  обобщенную реакцию, часто мало зависящую  от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

    Действие  стресса может быть усиливающимся  или ослабляющимся, положительным  или отрицательным, последний встречается  чаще. Стресс может дать улучшение  ряда психологических и физиологических  показателей: интенсифицировать соматические возможности человека, улучшить его  познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко  изменить психологические установки. Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д. [4, с. 229-230].

    Обычно  в стрессе выделяют три фазы: реакция  тревоги, стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует  с большим напряжением. К концу  этой фазы повышается работоспособность  и устойчивость по отношению к  конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются  и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго  продолжается, то в связи с ограниченностью  резервов организма третья фаза —  истощение – становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается  достаточно.

    Наиболее  разрушительным стрессором признано психическое  напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник — информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

    Для снятия состояния напряженности  необходим тщательный анализ всех компонентов  стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта [4, с. 230-231].

    Переживание чувств в форме эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как  правило, сопровождается более или  менее заметными внешними проявлениями. К ним относятся выразительные  движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации, расширение или сужение  зрачков. Эти выразительные движения в одних случаях происходят безотчетно, а в других — под контролем  сознания. В последнем случае они  могут намеренно использоваться в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды эмоций