Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:56, реферат

Краткое описание

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.

Оглавление

1. Вербальные коммуникации.
1.1 Совершенствование навыков вербального общения.
1.2 Совершенствование навыков письменной речи.
1.3 Денотаты и коннотации.
1.4 Ассертивность.
1.5 Структура речевой коммуникации.
1.6 Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.
2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
2.2 Общее представление о языке телодвижений.
2.3 Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
2.4 Качество присутствия и элементы невербального общения.
2.5 Позиция и дистанция.
2.6 Открытая поза.
2.7 Выражение лица.
2.8 Визуальный контакт.
2.9 Кивки головой.
2.10 Паузы и молчание.
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ.
3.1 Определение общения.
3.2 Типы и виды общения.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.22 Кб (Скачать)

Специалист  по ПР должен владеть основными представлениями  и основными понятиями различных  видов анализа коммуникативного поведения индивида. Комплексный, многофакторный анализ в наибольшей степени полно  позволяет ‘разложить по полочкам’  континуум коммуникативной деятельности. Реальность такова, что параметры  и факторы, учитываемые в разных видах анализа действуют одновременно или параллельно, или последовательно, но в любом случае нерасчлененно. Задача исследователя увидеть в  этом конгломерате отдельные причины  и факторы в соответствии с  известными ему методами. В конкретной же ситуации от специалиста по коммуникации может потребоваться даже создание новых подходов и методов анализа. Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен:

- уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;

-уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

- уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение  вербальных и невербальных приемов  с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и  перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных  тактических ходов.

2. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

2.1Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное  общение, более известное как  язык поз и жестов, включает в  себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны  в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко  формируется под влиянием первого  впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия  невербальных факторов – походки, выражения  лица, взгляда, манеры держаться, стиля  одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное  общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная  подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая  подсистема, которая включает в  себя:

- внешний  вид собеседника, 

- мимика (выражение лица),

- пантомимика  (позы и жесты).

4. Паралингвистическая  или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные  качества голоса,

- его  диапазон,

- тональность,

- тембр. 

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

- темп  речи,

- паузы,

- смех  и т.д.

Мы будем  изучать три подсистемы, имеющие  наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы. К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию. Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения (Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. 52стр). Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п. Т. А. ван Дейк  в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет Паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками. В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая). Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

2.2 Общее представление об языке телодвижений.

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога -специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением  за поведением птиц, так и невербалика  наслаждается наблюдением за невербальными  знаками и сигналами при общении  людей. Он наблюдает за ними на официальных  приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют  между собой. Он изучает поведение  людей, стремясь больше узнать о поступках  своих товарищей для того, чтобы  тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения  с другими людьми. Кажется почти  невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после  того, как Юлий Фаст опубликовал  свою книгу в 1970 году. Эта книга  обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные  учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей  все еще не знают о существовании  языка телодвижений, несмотря на его  важность в их жизни. Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями. Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

2.3 Восприимчивость, интуиция и предчувствия.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в  виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого  человека и сравнивать эти сигналы  с вербальными сигналами. Другими  словами, когда мы говорим, что у  нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие  между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в  креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение  не имеет успеха. Он поймет, что нужно  что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это  внимания и усугубит свою ошибку. Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей.

2.4 Качество присутствия и элементы невербального общения.

Всем  нам из собственного опыта известно, что в критические моменты  жизни простое присутствие другого  человеческого существа может быть чрезвычайно благотворным. Люди часто  обращаются за психологической помощью  именно в такие критические периоды, стремясь обрести в лице свидетеля  их личной драмы того, кто обеспечит  им поддержку и понимание. Каждый из нас в той или иной степени  чувствителен к проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость к невербальным проявлениям отношения к нам  другого человека отражает базисную человеческую потребность в межличностных  отношениях. Чувствительность к невербальным проявлениям предъявляет консультантам  требование уделять особое внимание способам “бытия с” клиентом, которые  показывают их способность к установлению контакта. Ведь невербальное поведение  и те сообщения, которые консультант  передаёт посредством него, могут  влиять на клиента как позитивным, так и негативным образом. Невербальные проявления могут способствовать доверию, открытости клиента и исследованию важнейших измерений его проблемы, но могут также приводить к  недоверию и даже сопротивлению  усилиям консультанта. В данном реферате я хотела бы рассмотреть компоненты качества присутствия, которое можно определить как степень невербального выражения вовлечённости консультанта в контакт с клиентом в ситуации здесь и теперь. Демонстрация качества присутствия консультантом служит основой установления контакта с клиентом в течение первой встречи и поддержания контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования.т Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность здесь крайне желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия - это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени психологического присутствия и аутентичности. Теперь давайте перейдём к рассмотрению отдельных элементов невербального общения и тех сообщений, которые они могут передавать.  

2.5 Позиция и дистанция.

Расположение  лицом к лицу - это наиболее часто  практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу. Позиция  лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. “Я расположен к вам, я с вами прямо  сейчас” - вот то послание, которое  консультант стремится передать клиенту. Такая позиция свидетельствует  о готовности консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости  в беседу и приглашает клиента  к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность консультанта к прямой встрече воспринимается клиентом как  угроза. Эта проблема может быть разрешена, если изменить положение  кресел и увеличить дистанции  между консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым  углом и изменяя дистанцию, можно  регулировать степень открытости и  участия в контакте. Изначальное  расположение кресел под определённым углом и на определённой дистанции  задаёт последующие возможности  регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под  небольшим углом. В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Наклон консультанта вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне интересен ты и то, что ты хочешь сказать”. А отклонение назад часто сообщает - “Я не совсем с тобой” или “Мне скучно”. Наклон вперёд может переживаться клиентом, погруженным в болезненные чувства, как поддержка со стороны консультанта, и, наоборот, отклонение назад - как отстранение и нежелание иметь дело с его чувствами. Слишком быстрый, внезапный наклон сокращает дистанцию между консультантом и клиентом, что может нарушить контакт и восприниматься как вызов. Так, например, консультант может сказать: “Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы узнать, в чём вы видите причины всех этих трудностей?”, при этом, как бы нависая над клиентом, резко наклониться вперед. Такое невербальное поведение может придать нежелательный смысл вполне уместному вопросу консультанта. И наоборот, если консультант резко отклонится назад после данной фразы, клиент может воспринять это как нежелание слушать его жалобы и пренебрежение к объяснениям их причин. Хороший консультант с уважением относится к психологическим границам другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для клиента, и использует реакции клиента в качестве обратной связи относительно оптимальной физической дистанции и психологической близости. 

Информация о работе Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения