Структура дефекта и основные направления психологической коррекционной работы при задержке психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Темой моей контрольной работы является задержка психического развития, в частности структура дефекта и основные направления психологической коррекционной работы при ЗПР. Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.

Оглавление

Введение.
Структурно-функциональная модель возникновения ЗПР.
Основные направления психологической коррекционной работы при ЗПР.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

КР ПО ЗПР структура дефекта.docx

— 28.11 Кб (Скачать)

    Для решения учебных  и коррекционных  задач применяются  такие формы:

    1. Формы контроля:

    • поэтапный контроль;
    • письменный тематический контроль – текущий и итоговый;
    • устный опрос;
    • парный и групповой взаимоконтроль;
    • домашний контроль;
    • самоконтроль и самооценка.

    2. Формы индивидуальной и дифференцированной  работы:

    • индивидуальные задания для самостоятельной работы, работа с рабочими тетрадями на печатной основе, индивидуальные домашние задания и т.п.;
    • нелинейная конструкция на уроке, обучение всех, два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная с отдельными учениками;
    • при повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий (выделяется 3 варианта – уровня для самостоятельных, контрольных и практических работ).

    Личностно-ориентированный  подход выражается в  следующих положениях:

    • опора на положительные качества, подход к школьнику с ЗПР с оптимизмом и доверием;
    • просьбы, стимулирующие добрые дела;
    • организация успеха в учебе;
    • показ положительных примеров;
    • проявление доброты, внимания, заботы;
    • внушение уверенности;
    • реализация потребностей в игре;
    • удовлетворение потребности в самореализации;
    • похвала, присуждение награды.
 

Заключение.

    Учитывая  все вышесказанное, можно сделать вывод - детям с ЗПР необходим особый подход.

    Задержка  психического развития проявляется  как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Поэтому каждому ребенку нужен индивидуальный подход, такой ребенок должен посещать специальную школу для детей с ЗПР, родители должны дополнительно заниматься с ребенком и посещать коррекционные занятия и специалистов. При соблюдении всего вышеперечисленного можно добиться полного выздоровления и ребенок вернется в обычную общеобразовательную школу и будет нормально развиваться. Хотелось бы еще раз подчеркнуть требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

    1.      Соблюдение определенных гигиенических  требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

    2.      Тщательный подбор наглядного  материала для занятий и его  размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

    3.      Контроль за организацией деятельности  детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать  в план занятий физкультминутки.

    4.      Дефектолог должен следить за  реакцией, за поведением каждого  ребенка и применять индивидуальный подход. 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

1.Власова  Т.А. и Певзнер М.С. О детях  с отклонениями в развитии. М.1985 г.

2.Дети  с ЗПР/ под ред. Власовой  Т.А. М., 1983 г.

3.Лебединский  В.В. Нарушения психического развития  у детей. М., 1984 г.

4.Певзнер  М.С. и др. Психическое развитие  детей с нарушением умственной  работоспособности М., 1985 г.

5.Хрестоматия:  дети с нарушениями развития/ сост. Астапов В.М., 1995 г.

6.Специальная психология/под ред. В.И. Лубовского.

7. Фадина  Г.В. Диагностика и коррекция  задержки психического развития  детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.  Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004.  
 

Информация о работе Структура дефекта и основные направления психологической коррекционной работы при задержке психического развития