Войти    Поиск   Связаться с нами

Социально-психологические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе

Дата: 04 Декабря 2015 в 05:21
Автор: a*********@mail.ru
Тип: отчет по практике
Скачать в ZIP (716.81 Кб)
Файлы: 1 файл
отчет по практике ,Сержантова А.В..doc (807.00 Кб)   —   ОткрытьСкачать

Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

 Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность. Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

 Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им. Эта группа учеников, которые требуют повышенного внимания учителя.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

 

Программа "Жизнь в школе"

Программа "Жизнь в школе" разработана с целью облегчения процесса вхождения в новую социальную ситуацию – школа; оказания помощи и коррекции школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. Программа проводилась при моем участии 1 (а, б) классах. В 1 полугодии прошлого года.

Задачи: 
1.Устранение причин дезадаптационного поведения у детей младшего школьного возраста в период адаптации в учебной деятельности.

2.Обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителю. 
3. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителем. 
4.Развитие уверенности в себе, сосредоточенности, умения выступать на группу.  
5.Снятие страха перед школой.

Предлагаемая программа на детей 6-7 летнего возраста и составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа строится с учетом интересов детей. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей: развитие доверительных отношений, активизация и сближение класса, снятие страхов перед школой, развитие чувства полезности, причастности к классу, как к единому целому, к школе.

Организационная структура программы:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (6,5-7 лет). Предполагаемый вариант рассчитан на проведение его психологом, имеющим специальную подготовку в области групповой психотерапевтической работы. Программа состоит из 32 часов, заключительное – родительское собрание. Продолжительность одного занятия – 40 минут. Частота встреч 1 раз в неделю.  
Данная программа разделен на 4 блока, состоящих из определенного числа занятий.

1. Вводный этап 

1 - 2 занятие направлены на снятие  эмоционального напряжения, создание  в группе атмосферы взаимного  доверия и принятия, самопознания, формирование основ эмпатического взаимодействия.

2.Основной этап 

1- 3- занятие направлено на снятие  тревожности, активизацию чувства  полезности, причастности к школе, преодоление негативного восприятия, связанного со школой.

4 - занятие – диагностика уровня  тревожности, изучение мотивации  учения, выявление социальных позиций ребенка в классе.

5 и последующие - формирование и  развитие всестороннего личностного  развития с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей.

В занятия всех блоков включены упражнения и игры, направленные на коррекцию и развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, речевой сфер учащихся, мелкой моторики, здоровье охранные упражнения.

3.Заключительный этап 

Заключительное занятие в классе – направлено на осмысление представлений о своих достоинствах и недостатках, развитие умения анализировать свои действия, выработке позитивного отношения к самому себе.

4.Итоговое занятие – работа  с родителями – активизация  и сближение группы родителей, направление родителей на осмысление  взаимоотношений родителя и ребенка. Занятие дает настрой на дальнейшее сотрудничество, обучению навыкам работы в команде.

Данная форма работы выбрана потому, что в своём большинстве дезадаптация возникает из-за неумения контактировать с группой, из-за принятия пассивной позиции, ухода в себя. Работа в группе позволит ребенку раскрыться, найти правильные формы общения, поможет комфортно пройти социализацию.

Формы проведения занятий – работа в группе. Считаю, что при такой форме работы наиболее успешно происходит нейтрализация психологического барьера, как правило, имеющегося у учащихся начальных классов, что позволяет учащемуся чувствовать себя равным членом группы.

Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками.

Кроме того, групповая форма работы позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия, позволяющих акцентировать внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка, что является важным этапом в социализации каждого ребенка.

Для диагностики школьной дезадаптации используется следующие методики:

- социометрия;

-анкетирование родителей и изучение  эмоциональной составляющей в  отношении к новым условиям  жизни школьника.(Приложение В)

- тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена; (Приложение Г)

-Методика показывающая эмоциальную  сферу первоклассника«Домики эмоций»,«Домики  настроений» (эмоциональное отношение  к себе, школе, учителю, одноклассникам).(Приложение  Д)

-Выявления уровня психологических особенностей «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант».(Приложение Е)

-проведена экспертная оценка  учителем и родителями ребёнка.(Приложение  Ж)

Очень важно, чтобы в занятиях активное участие принимали не только дети, но и учителя. Важно постараться выстроить партнёрские отношения между детьми и взрослыми, показать возможность существования этих отношений.

Занятия строятся с учетом следующих правил:

- доверительный стиль общения;

- персенификация высказываний;

- искренность в общении;

- конфидициальность всего происходяцего  в группе;

- определение сильных сторон  личности каждого участника;

- активное участие в происходящем;

- уважение к говорящему;

- постоянный самоанализ (рефлексия).

Общение и взаимодействие учеников и учителей происходит по определённым правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе:

Правила для занятий в группе:

1.Поднимай руку (если хочешь  спросить).

2.Слушай (будь внимателен).

3.Не унижай других (не кривляйся, не смейся).

4.Будь на своём месте (не толкай, не прикасайся к другим).

Промежуточный контроль:

После проведения программы используется повторная диагностика. Выстраивается динамика изменений до проведения программы и после.

Форма участия других лиц в программе:

- работа с учителем – учитель  является наблюдателем, отмечающим  в бланках изменения, проявляющиеся  в детях;

- работа с родителями – проводится  родительское собрание, на котором  объясняется понятие школьная  дезадаптация, виды, формы, причины, выстраивается общая стратегия поведения в помощи детям.

Методическое обеспечение занятий.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие коммуникативных навыков, грамотной речи, но и упражнения на расслабление, формирование чувства коллективизма, выработке положительного отношения к самому себе.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Считаю, что необходимым условием плодотворной работы с учащимися класса является создание ситуации успеха на занятиях. С этой целью каждое занятие заканчивается упражнениями, помогающими ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя успешным.

Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т. д.) создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию к товарищам, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей детей, способствует их самовыражению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От ступени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Актуальность данной проблемы состоит том, что не всегда опыт учебной деятельности на первоначальном этапе способствует позитивному восприятию ребенка установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым ребенок еще не готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (социального, психологического, физиологического характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его приспособления к окружающей среде. Особенно трудно детям, чье психическое развитие, в силу различных причин, отстает от нормы. При этом нельзя забывать, что дезадаптивные проявления у детей 6-7 лет сочетаются с явлениями кризисного характера, поэтому процесс вхождения в новую ситуация обучения может стать для детей болезненным процессом. Необходима система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации. Это должно стать одной из важнейших задач начальной школы, поскольку занятия подобного характера, проводимые в начальной школе, направлены на преодоление возникающих трудностей, неготовности ребенка к новой ситуации обучения.

Первый, от кого зависит успех обучения и воспитания младших школьников, это учитель. Если ребенок учится в доброжелательной обстановке, если он полностью доверяет учителю, то ему легче переносить трудности учебы, пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в положительной социально-психологической адаптации первоклассника. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать его, а помогать.

Материнская любовь и забота, чуткость учителя, его терпение, педагогический такт, способность понять радость и облегчить трудности детей - все эти истины, собранные воедино, свидетельствуют о том, как трудно, почетно и ответственно вводить маленького человека в большой мир знаний.

 

Список использованных источников

1

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689294

 

2

http://iamtiptop.ru/p/iam_49.html

 

3

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=650519

 

4

http://aleksandrova-el.ucoz.ru/publ/stati_kolleg/adaptacija_pervoklassnikov/2-1-0-14

 

5

Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

 

6

Гуткина, Н. И. Педагогическая психология [Текст . Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. 2010. - №3. - С.118-121.

 

7

Ишкильдина Р.Т., З.Ш. Касимова. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. - СГПА, 2010.

 

8

Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И.А. Зимняя. - М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2008. ISBN: 978-5-33-045789-7

 

9

Симонов В.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.,1995.

 

10

Попова М.В.  Психология как учебный предмет в школе.  М., 2000.

 

11

http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adptation-to-school/1151-adaptacziya-k-shkol?showall=1

 

 

Приложения

Краткое описание
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: социально-психологические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
Анализ теоретических источников по проблеме адаптации детей младшего школьного возраста
Анализ средств и методов социально- психологических условий адаптации первоклассников к школе.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….…3
1Особенности адаптации первоклассников…………….………………………..5
2 Программа «Жизнь в школе»……………….………………………..……….11
Заключение…………………………………………………………………..…....16
Список использованных источников………