Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Психология( экзамен).docx

— 23.73 Кб (Скачать)
  1. Предмет психологии – составляет содержание внутренней жизни человека непосредственно данные ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и других субъективных проявлениях. Объект психологии – это внешние поддающиеся регистрации произвольнее и не произвольные реакции человека.
  2. Отрасли психологии(?): Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности. Возрастная психология исследует психологию в онтогинезе её развития от зачатия человека до его смерти. Педагогическая психология имеет своим предметом психику учащегося и преподователя. Психология труда рассматривает психику в трудовой деятельности. Психолингвистика. Медицинская психология исследует психику в условиях болезни душевной или телесной.
  3. Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент ( лаб-ый, ест-ый), тест и наблюдение.
  4. Ощущение- это процесс отражающий отдельные свойства и состояния внешней среды возникающие при воздействии на органы чувств. Экстероцептивные ощущения – привоздействии на рецепторы находящиеся на поверхности тела. Проприоцептивные  ощещения – ощущения от рецепторов расположенных на мышцах, сухожилиях. Интероцептивные  от рецепторов передающих ощущения об обменных процессах в организме.
  5. Восприятие – это психический процесс заключающийся в отражение предмета или явления в целом ( выды: визуальное, аудильное, осязательное, вкусовое, обонятельное).
  6. Память- психический процесс  заключающийся в закрепление, сохранение и дальнейшем воспроизведение прошлого опыта ( виды: произвольная и не произвольная). Типы: кратковременная память запоминание на 5-7 минут; долговременная обеспечивает длительное хранение информации; оперативная проявляется в ходе деятельности; промежуточная обеспечивает сохранение информации в нужное время.
  7. Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека ( выды: наглядно действеннон ; словестно логическое; наглядно образное). Качества: Широта- способность охватить всё целиком; Глубина- умение проникать в сущность сложных вопросов; Самостоятельность- умение самостоятельно решать новые задачи; Гибкость- способность быстро разобраться в новой ситуации и принять решение; Торопливость- не способность дать обдуманное решение в результате спешки; Критичность- умение объективно оценивать свои и чужие мысли.
  8. Речь- особая, наиболее совершенная форма общения свойственная только человеку ( виды: устная общение людей с помощью произнесения слов; монологическая речь одного человека; диалогическая не менее 2 собеседников; письменная с помощью письменных знаков).
  9. Воображение- психический процесс создания образа, предмета, ситуации путём перестройки имеющихся представлений ( виды: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное). Приёмы: Аналогия- строится образ в чем-то похожий на реально существующую вещь; Акцентирование- в создаваемом образе какая- либо часть особо выделяется; Преувеличение- распространяется на весь объект/ситуацию.
  10. Эмоции- это психическое  отражение в форме не посредственного переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. Чувства- это устойчивые  психические состояния имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам.
  11. Воля- это сознательное  регулирование человеком своего поведения. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:  осознание цели и стремление достичь её, осознание возможности достижения цели, проявление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности, борьба мотивов и выборов, принятие одной из возможностей в качестве решения, осуществление принятого решения, преодоление внешних припятствий.
  12. Характер-  это индивидуальное сочетание свойств личности показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении ( темперамент является врожденным, а характер приобретённым;  темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а характер социальной средой в которой он живёт и развивается).
  13. Типы акцентуации: Интровертный- свойственна замкнутость, затруднённость общения и т.д;  Экстровертный- для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности; Не управляемый- свойственна импульсивность, конфликтность, не терпимость к возражениям; Невростенический- проявляется в преобладающем дурном настроении , раздражительности, вспышках гнева; Сенситивный-  характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью; Демонстративный- свойственна лживость, потребность в постоянном внимании к себе.
  14. Типы темперамента: Халерик- реагирует на внешний раздражитель быстро и не обдуманно не успевает себя затормозить, доминирующая эмоция гнев. Сангвиник- поступки обдуманны, жизнерадостен, не постоянен в чувствах и интересах, любит лидерство, весел, доминирующая эмоция радость. Флигматик- медленный, спокойный, пассивный, невозмутимый, обладает высокой работоспособностью , характерно спокойное без эмоциональное состояние. Меланхолик- настроение очень изменчиво, тревожен,  быстро утомляется нужна смена труда и отдыха, доминирующая эмоция страх, тоска.
  15. Раннее детство ( от 1 – 3 ) автономная речь ребёнка быстро трансформируется и исчезает. К 3 годам дети должны осваивать родную речь, в этот период в процесс активного восприятия включается память, мышление наглядно действенное , ведущая деятельность предметно манипулятивная.
  16. Подростковый период  ( с 11-15 лет) связан с перестройкой организма ребёнка, половым созреванием.
  17. *
  18. Человек- это родовое понятие указывающее на существо обладающее члено раздельной речью. Личность- это феномен общественного развития конкретный живой человек обладающий сознанием и самосознанием. Индивидуальность- единство неповторяемых личностных свойств человека, высшее проявление личности.
  19. Структура общения. Этапы: потребность в общение; ориентировка в целях и ситуациях общения; ориентировка в личности собеседника; планирование содержания своего общения; бессознательно человек выбирает конкретные средства общения; восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения; корректировка направления стиля и методов общения.
  20. Функции  общения: коммуникативная- передача информации; перцептивная- восприятие и взаимо понимание людей; интерактивная- взаимодействие людей в группе; Функция координации- организация совместной деятельности; Функция социального контроля- контроль за выполнением социальных норм и правил. Меж группового воздействия; функция аффилиации- чувство принадлежности к определённому социому.
  21. Виды общения: Контакт масок- формальное общение когда человек не стремится понять своего партнёра; формально ролевое; примитивное общение- оценка другого человека как нужный или мешающий объект; манипулятивное общение; деловое общение;  светское общение; межличностное- связано отношениями симпатии( друзей и близких).
  22. Средства общения: Вербальные- своеобразная форма деятельности в процессе которой информация передаётся с помощью слов. Не вербальные  составляют от 70% передаваемой информации.
  23. Виды взаимодействия: делится на 2 группы сотрудничество и соперничество. Сотрудничество- предусматривает действия которые способствуют организации совместной деятельности обеспечивающие успешность, согласованность, эффективность. Соперничество- образуют действия которые расшатывают совместную деятельность, создают препятствие на пути к согласию.
  24. Ролевое взаимодействие- взаимодействие людей в определённых  жизненных ролях, участники такого взаимодействия выступая в своих социальных ролях проявляют те психологические качества которые свойственны им как личности.
  25. *
  26. Механизмы взаимопонимания в общении: Идентификация- своё восприятие строит как правило на базе своего собственного жизненного опыта. Эмпатия- это мысленный процесс направленный на то что бы понять человека с помощью  ощущений, чувств и эмоций. Аттракция-процесс формирования  привлекательности какого-то человека  для воспринимающего, результатом является формирование межличностных отношений. Рефлексия- мыслительный процесс направленный  на анализ, понимание и осознание себя.
  27. Заражение- это бессознательное, спонтанная форма включения личности в определённые состояния. Источником заражения является носитель эмоционального заряда индуктор.  Формы: массовый психоз, спортивный азарт, религиозный экстаз. Внушение- ориентирован на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям. Адресовано к эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Основные условия: авторитетность источника, доверие к нему. Подражание- механизм обеспечивающий воспроизводство 1 человеком определённых образцов поведения, которые имеют определённую эмоциональную окраску. Наиболее эффективно реализуется в моде.
  28. Убеждение- это процесс и результат программно организованного воздействия, это так же система логических доказательств направленная на критически настроенную личность. Эффективность этого воздействия достигается если: содержание и форма убеждения соответствует уровню возрастного развития личности, выглядит последовательным и доказательным, опирается на разум убеждающего его опыт и знания.
  29. Позиции в общения: Родитель- обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышление. Взрослый- способствует адаптации в нестандартных ситуациях требующих размышлений. Ребёнок- выполняет особые функции отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, не способен самостоятельно решать проблемы.
  30. Стратегии общения: открытое- закрытое общение;  монологическое- диалогическое общение; ролевое ( исходя из соц роли)- личностное ( общение по душам).
  31. Транссактный анализ-  представляет собой психологическую модель служащую для описания  поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.
  32. *
  33. Виды слушания: Активное- на 1 план выступает отражение информации оно не заменимо когда партнёр по общению равен или выше, а так же в конфликтных ситуациях. Пассивное слушание- просто слушать человека и давать ему понять что он не один, что вы его слушаете , понимаете и готовы поддержать. Эмпаническое  слушание- позволяет переживать те же чувства которые переживает собеседник, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.
  34. Приёмы слушания: Глухое молчание; поддакивание; эхо-реакция; зеркало; парофраз; побуждение; уточняющие вопросы; наводящие вопросы; оценки и советы; продолжение; эмоции; логические следствия; хамоватые реакции; расспрашивания; принебрежение к партнёру.
  35. *
  36. !!!
  37. Конфликт- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
  38. Типы конфликтов: внутри личностный- борьба с самим собой; межличностный- между 2 личностями; между личностью и группой ; межгрупповой; социальный.
  39. Стадии протекания конфликта: пред конфликтная ситуация- у партнёров по общению возникли противоречия; собственно конфликт- противоборство; разрешение конфликта.
  40. Основные модели поведения в конфликте: Конструктивная- человек стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, в общении лаконичен и не многословен. Деструктивная- участники конфликта или один из них постоянно стремится к расширению конфликта, принижает партнёра, негативно оценивает его личность, нарушает этику общения. Конформистская- один из участников пассивен, склонен к уступкам, непоследователен в оценка, суждениях, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.
  41. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: Принуждение- тот кто выбирает данную стратегию прежде всего исходит из оценки личных интересов как высоких, а интересы соперника оценивает как низкие. Выбор этой стратегии приводит либо к борьбе либо к установлению хороших отношений. Уход- отличается стремлением уйти от конфлика, характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Уступка- человек стремится уйти от конфликта, направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая.  Компромис – характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне, не портит межличностные отношения более того способствует их положительному развитию. Сотрудничество- характеризуется высоким уровнем направленности на собственные интересы и на интересы соперника.
  42. *
  43. Этапы разрешения конфликтов: Аналитический; определение кретериев; выполнение плана решения конфликта; контроль выполнения; анализ результатов.
  44. Конфликтогены: Прямы проявления превосходства; снисходительное  отношение или тон; хвастовство; категоричность; навязывание своих советов;  просвещение; требование повышение голоса; попытка самоутвердится за счет позиции превосходства; утаивание информации; нарушение этики

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"