Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.45 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СУЛЕЙМАНОВА ЭЛЬЗА 2 ХТ

 

 

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

Эта проблема привлекла наше внимание своей актуальностью и легла в основу темы нашей работы: «Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 - 6 лет.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза: можно предположить, что использование в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке.

Цель данной работы: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средств развития музыкальных способностей.

Задачи:

1. Изучить музыкально-педагогическую  литературу по проблеме развития  музыкальных способностей.

2. Дать общую характеристику  музыкальным способностям, видам  музыкальной деятельности.

3. Проанализировать особенности  музыкального воспитания детей  старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи

4. Разработать методические рекомендации  по организации работы по развитию  музыкальных способностей дошкольников.

Методы исследования: анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы, наблюдение за работой педагогов дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий, беседа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в курсовой работе систематизирован материал по теоретическим основам развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы заключается в подборе методов и приемов активизации музыкальности, в составлении рекомендаций по развитию музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности

1.1 Определение структуры  музыкальности в психолого-педагогической  литературе

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.

Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей [25].

Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но, в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности [25] .

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б.М. Теплов указывает на наличие у человека общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие «музыкальная одаренность». Б.М.Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей» [25].

У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности. «Проблема музыкальности,— подчеркивает Б.М. Теплов,— это проблема, прежде всего качественная, а не количественная» [25]. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.

Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Музыкальность определяется как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления, выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма [9].

1) Ладовое чувство, т.е. способность  эмоционально различать ладовые  функции звуков мелодии, или, что-то  же, чувствовать эмоциональную выразительность  звуковысотного движения. Эту способность  можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального  слуха. Ладовое чувство образует  неразрывное единство с ощущением  музыкальной высоты. Ладовое чувство  непосредственно проявляется в  восприятии мелодии, в узнавании  её, в чувствительности к точности  интонации. Оно наряду с чувством  ритма образует основу эмоциональной  отзывчивости на музыку. В детском  возрасте характерным проявлением  его является любовь и интерес  к слушанию музыки.

2) Музыкально-слуховые представления. Эту способность можно иначе  назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется  в воспроизведении по слуху  мелодии, в первую очередь в  пении. Совместно с ладовым чувством  она лежит в основе гармонического  слуха. На более высоких ступенях  развития она образует то, что  обычно называют «внутренним  слухом» [14]. Она образует основное  ядро музыкальной памяти и  музыкального воображения.

3) Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать  эмоциональную выразительность  музыкального ритма и точно  воспроизводить последний. В раннем  возрасте музыкально-ритмическое  чувство проявляется в том, что  слушание музыки совершенно непосредственно  сопровождается теми или другими  двигательными реакциями, более  или менее точно передающими  ритм музыки. Оно лежит в основе  всех трех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием  и воспроизведением временного  хода музыкального движения. Наряду  с ладовым чувством, оно образует  основу эмоциональной отзывчивости  на музыку.

Этот комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности и образует основное ядро музыкальности.

1.2 Музыкальные способности, их виды и общая характеристика

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Рассмотрим структуру музыкальности подробнее.

Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно гак, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки? Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту) [6].

Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо се запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение [4]. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух — это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре [1]. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений,— отмечает Б.М. Теплое,— делает участие двигательных моментов особенно существенным» [25] .

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений, — возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе.

Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» [3].

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста