Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:29, творческая работа
Структура и динамика ведущей деятельности
в  младенческом возрасте.
2.  Основные новообразования  младенческого возраста. 
Кризис  одного года.
3.  Формирования ведущих  достижений.
4.  Особенности развития  речи и особенности
  развития бытовой деятельности младенца.
5.  Особенности развития  внимания младенца  и 
особенности  сенсорного развития  младенца.
6.  Особенности развития  памяти младенца   Особенности развития  элементов самосознания.
7.  Особенности эмоционального  развития в младенческом  возрасте.
8.  Заключение.
9.  Используемая литература.
Психологические особенности
младенческого возраста
План:
в младенческом возрасте.
2. Основные новообразования младенческого возраста.
Кризис одного года.
3. Формирования ведущих достижений.
4. Особенности развития речи и особенности
развития бытовой деятельности младенца.
5. Особенности развития внимания младенца и
особенности сенсорного развития младенца.
6. Особенности развития памяти младенца Особенности развития элементов самосознания.
7. Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте.
8. Заключение.
9. 
Используемая литература. 
 
 
 
Младенческий возраст начинается
с периода новорожденности,
с 2 месяцев и заканчивается
в 12 месяцев (Л.С. Выгодский).
1. Структура и динамика ведущей деятельности
в младенческом возрасте.
  Ребенок 
не может существовать без 
взрослого, который обеспечивает 
все его существование, выживание 
и направление активности по 
отношению к внешнему миру. Поскольку 
ребенок не может 
Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.
Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.
Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.
Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.
Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Так ребенок усваивает движения (поворот на бок, переворот со спины на живот и обратно, ползание, ходьба), его пространство расширяется. Зарождаются предпосылки для развития речи.
2. Основные новообразования младенческого возраста.
Кризис 
одного года. 
С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
  В 
конце года в поведении 
За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).
  3. 
Формирования ведущих 
достижений:  
- появляются зачатки мышления.
4. 
Особенности развития 
речи: 
- развитие речи включено в общение со взрослым.
Особенности 
развития бытовой 
деятельности младенца: 
- у новорожденного 
сон отделяется от 
специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование».
- выделяются 
предметы удовлетворения 
  5. 
Особенности развития 
внимания младенца: 
- внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения.
  - сосредоточение 
обеспечивает выделение из 
  Особенности 
сенсорного развития 
младенца: 
- складывается акт рассматривания предметов.
- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения.
  - устанавливаются 
зрительно-двигательные 
  - устанавливаются 
дифференцированные 
  6. 
Особенности развития 
памяти младенца: 
  - память 
функционирует «внутри» 
- она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания.
  Особенности 
развития элементов 
самосознания в 
младенческом возрасте: 
  - под 
влиянием личностно-
  7. 
Особенности эмоционального 
развития в младенческом 
возрасте: 
  - основу 
развития эмоций составляют 
  - социально 
обусловленные формы 
  - в 
ситуативно-личностном общении 
  - в 
ситуативно-деловом общении у 
ребенка проявляется 
8. Заключение.
  Часть 
детской психологии, которая занимается 
изучением детей первого года 
жизни (психология младенчества), еще 
очень молода. До начала XX века 
знания психологов о младенце 
ограничивались житейскими 
  Однако 
роль взрослого не сводится 
только к уходу за ребенком 
и созданию благоприятных 
  Ребенок 
начинает обучаться с момента 
рождения, когда попадает в социальную 
среду и взрослый организует 
его жизнь и воздействует на 
малыша с помощью созданных 
человечеством предметов. Воспитание 
также начинается сразу после 
рождения малыша, когда взрослый 
своим отношением к нему 
Используемая литература:
Информация о работе Психологические особенности младенческого возраста