Психологические основы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:20, реферат

Краткое описание

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Оглавление

1. Введение.
2. Воспитание как целенаправленная деятельность по формированию личности.
3. Теории развития личности в зарубежной и отечественной психологии
- Теории развития личности зарубежных психологов
Психодинамическая теория личности
Аналитическая теория личности
Гуманистическая теория личности
Когнитивная теория личности
Теория черт
Поведенческая теория личности
Трансакционный анализ
- Теории личности отечественных психологов
Деятельностная теория личности
Диспозиональная теория личности
4. Воспитание с позиций деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании.
5. Формирование личности в условиях детского коллектива.
6. Формирование личности в семье.
Список использованной литературы и интернет источников

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

Реферат "Психологические  основы воспитания" 
1. Введение. 
2. Воспитание как целенаправленная деятельность по формированию личности. 
3. Теории развития личности в зарубежной и отечественной психологии 
- Теории развития личности зарубежных психологов 
Психодинамическая теория личности 
Аналитическая теория личности 
Гуманистическая теория личности 
Когнитивная теория личности 
Теория черт 
Поведенческая теория личности 
Трансакционный анализ 
- Теории личности отечественных психологов 
Деятельностная теория личности 
Диспозиональная теория личности 
4. Воспитание с позиций деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании. 
5. Формирование личности в условиях детского коллектива. 
6. Формирование личности в семье. 
Список использованной литературы и интернет источников

 

 

2. Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание  ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Таким образом, воспитание в значительной степени  носит целенаправленный характер, который  предполагает определенное направление  воспитательной деятельности, осознание  ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями  воспитания являются ожидаемые изменения  в человеке, осуществляемые проведением  специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Однако  главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка  как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни  в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного  процесса следует придерживаться принципов  гуманизма. То есть воспитывать в  человеке "общечеловеческие ценности", не имеющие исторических и государственных  границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных  этапах развития человечества. Эти  цели, главным образом связаны  с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с "общечеловеческими ценностями" существуют цели, которые ставят перед  воспитанием текущие процессы в  обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа  развития общества и государства  являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.1

3.1 Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда.

Фрейд первым охарактеризовал психику  как поле боя между непримиримыми  силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин "психодинамический" указывает  именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая  служит примером психодинамического подхода  – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют  или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией  процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке  Фрейда. Понятие динамики применительно  к личности подразумевает, что поведение  человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим  направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем  или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают  как чистые случайности, а также  оговорки, описки и тому подобное.

В течение длительного периода  развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы сознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание сознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область  человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которые вы не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов  в поведении человека. Некоторые  философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего  мира недоступно для осознания (Ellenberger, 1970). Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не сознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными.

Структура личности

Концепция неосознаваемых психических  процессов являлась центральной  в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд  пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в  анатомию личности три основные структуры: Оно, Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычной психоаналитической литературе используются латинские эквиваленты этих терминов – ид, эго и суперэго – прим. ред.). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (то есть, топографическая модель) изображена в виде диаграммы на рис. 3-1. На рисунке показано, что сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно.

Оно. Оно у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Оно – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Оно подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, Оно можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими  и психическими процессами в организме. Он писал, что оно "прямо связано  с соматическими процессами, проистекает  из инстинктивных потребностей и  сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком  субстрате осуществляется эта связь" (Freud, 1915-1917, р. 104).

Фрейд описал два механизма, посредством  которых Оно избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае Оно отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов – кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция Оно, называемая первичным процессом представления. Оно формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности.

Первичные процессы – нелогичная, иррациональная и фантазийная форма  человеческих представлений, характеризующаяся  неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, "себя" и "не-себя". Трагедия поведения в соответствии с первичным  процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить  различия между действительным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом (например, между  водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность  к отсроченному удовлетворению впервые  возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных  нужд и желаний, есть еще и внешний  мир. С появлением этого знания возникает  вторая структура личности, Я.

Я – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Я помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Я использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Оно.

В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Сверх-Я. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования Сверх-Я.

Фрейд разделил Сверх-Я на две подсистемы: совесть и Я-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют "непослушным поведением" и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект Сверх-Я – это Я-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Информация о работе Психологические основы воспитания