Основные свойства психики – память. Характеристика и критерии оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Файлы: 1 файл

контрольная по судебной психиатрии.docx

— 41.90 Кб (Скачать)

Содержание

1. Основные свойства психики  – память. Характеристика и критерии  оценки.

2. Клиника шизофрении, формы и  течения шизофрении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные свойства  психики – память. Характеристика  и критерии оценки.

 

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относиться к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатляются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы , какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы которым они подчиняются.

 Характеристика процессов памяти.

Запоминание. Первоначальная форма запоминания- так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и так далее, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо.

Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека, все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему. От произвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использовано. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, заполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и так далее. Поставленная цель – запомнить, играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.

Исследование П. И. Зинченко в этом плане убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта , не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация, оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача, картинки запомнить.

Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнить прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, то есть, по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которого он может удерживать материал. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, который запоминают испытуемые, не был уложен в определенные смысловые структуры. Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10 –12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем “ чистой ” памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5 –7 отдельных элементов, это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4 –5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7 –8 изолированных и бессмысленных элементов. В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.

Психологическая характеристика видов памяти.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются критериям:

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно –логическую,

по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную,

по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.

Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее.

Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде,“ золотые ручки .“

Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет в жизни и деятельности каждого человека. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на эмоциональной памяти.

Образная память –память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она обладает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами.

Содержанием словесно –логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно –логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Существует, однако, и такое деление на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти.

Каждый знает, что огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий, формируется основная и по их объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Существует еще одна теория видов памяти.

Вот что Рубинштейн рассматривал под видами памяти, он считал , что виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержанием сознания, к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающаяся в навыках и привычках, образную память (зрительная, слуховая, осязательная и так далее), память на мысли (логическая) и память на чувства (афферентная ).

Бихевиористы в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.

С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил память движений и память представлений как “ память тела “ и “ память духа “.

Такой надрыв между ними совершенно ложен. Он отражает дуализм Бергсона, для которого тело, и в частности мозг, есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти хотя и не тождественны но тесно связаны между собой.

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминание в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.

 

 

 

 

 

 

 

2. Клиника шизофрении, формы  и течения шизофрении.

 

Шизофрения — это хроническое прогредиентное (злокачественное) психическое заболевание с невыясненной этиологией, приводящее к изменению личности больного, иногда малозаметному, но в дальнейшем постепенно усугубляющемуся. Название «шизофрения» происходит от греческих слов «шизо» — расщепляю и «френ» — душа, обозначающих расщепление психики, т. е. рассoгласование и дисгармоничность мышления, эмоций, воли и моторики. Термин впервые введен в клиническую психиатрию Блейлером, поэтому шизофрению иногда называют болезнью Блейлера.

Клиника шизофрении

Переходя к клиническим проявлениям этого заболевания, следует подчеркнуть, что при шизофреническом процессе главным образом страдают мышление, эмоции и волевая деятельность (так называемые негативные симптомы, которые отражают нанесенный болезнью ущерб психике, т.е. то, что личность «теряет» в результате заболевания). Негативные симптомы, или «минус-симптомы», характерны для всех форм шизофрении, но степень их выраженности различна.

К облигатным специфическим расстройствам при шизофрении относится в первую очередь аутизм, который выражается в отрыве пациента от окружающей действительности с формированием особого, внутреннего мира, доминирующего в психической деятельности пациента. Суждения, позиции, взгляды, этические установки, моральные критерии и оценки больных становятся не только крайне субъективными, но и непонятными для других людей и не поддаются никаким разубеждениям. Иногда своеобразное представление об окружающей жизни приобретает характер особого мировоззрения со специфическим аутистическим фантазированием. При этом больные с аутизмом крайне замкнуты, формально контактны, лучше и спокойнее им только в одиночестве, они как бы инкапсулируются в мир собственных чувств, мыслей, идей. Окружающий мир при этом перестает быть источником новых переживаний, чувств, откровений, он становится «неинтересным и угрожающим». Однако в ряде случаев черты аутизма, т.е. ухода в себя, могут быть выражены нерезко. Более того, у некоторых пациентов отмечается так называемый аутизм наизнанку («регрессивная синтонностъ»), характеризующийся чрезмерной болтливостью ни о чем, навязчивой общительностью, определенной бестактностью и циничностью.

Весьма характерно для шизофрении и снижение психической активности — редукция энергетического потенциала. Это выражается в том, что для больных шизофренией любая деятельность, особенно умственная, требует по возрастающей все большего и большего напряжения, поэтому больному все труднее работать или учиться. Из-за трудностей концентрации внимания становится практически невозможным усвоение новой информации и адекватное использование уже накопленных ранее знаний и умений. Это может привести к полной интеллектуальной несостоятельности при формально сохранных функциях интеллекта.

К характерным для шизофрении симптомам относится и явление дрейфа, т. е. нарастающие вялость и пассивность с отсутствием даже небольшого намека на какую-либо инициативу. У больных выявляется повышенная готовность подчиняться любому лидеру и повторять его действия и поступки. Эти пациенты охотно прибегают к употреблению алкоголя или наркотиков, не испытывая при этом никакого влечения к последним. Пассивно повторяя поступки окружающих, они могут бездумно совершать противоправные действия.

Кататоническая форма

Эта форма шизофрении чаще начинается в юношеском возрасте, хотя может начаться и значительно позже. Как видно из названия, основную картину заболевания при этой форме шизофрении определяет чередование кататонического возбуждения и кататонического ступора.

Кататоническое возбуждение хаотическое, нецеленаправленное, в самом начале носит характер растерянно-патетического возбуждения с аффектом недоумения, экзальтированностью, высокомерным пафосом, манерностью, бессвязной говорливостью, двигательным возбуждением. При резкой выраженности этого возбуждения больные носятся по отделению или же ползают по нему, громко кричат или визжат, гримасничают, рвут на себе одежду. При этом поступки и отдельные движения импульсивны, неестественны, нарочиты. В рамках кататонического возбуждения часто отмечается пассивный или активный негативизм. При усилении возбуждения оно из растерянно-патетического становится нелепо-дурашливым и выражается в бессмысленном кривляний, постоянном гримасничании, кувыркании, нецензурных неологизмах, немотивированной агрессивности к окружающим, преобладании активного негативизма над пассивным. При дальнейшем усилении кататонического возбуждения в клинической картине начинает преобладать импульсивность (импульсивная форма). При этом больные постоянно бегают, неугомонно громко распевают частушки и песни ненормативного содержания, цинично бранятся, срывают с себя и с окружающих всю одежду, крушат вещи, попадающие им под руку, наносят окружающим жестокие побои, мажут себя и других людей калом, разбрасывают по всему отделению остатки пищи, пытаются мочиться на лежащих в постели пациентов. Встречая в чем-то противодействие или запрет, они проявляют жестоко-бессмысленную ярость с неистовым беспорядочным метанием по помещению с нанесением себе и окружающим тяжелых увечий. Часто отмечается расторможенность влечений, особенно сексуального характера, при этом больные открыто и беспрестанно занимаются мастурбацией. При кататоническом возбуждении речь напоминает словесный салат, отмечается также вербигерация(бессмысленное повторение одних и тех же| слов или простейших предложений), мимоговорение (ответы на вопросы не по существу, невпопад), эхолалия (точное повторение слов окружающих).

Информация о работе Основные свойства психики – память. Характеристика и критерии оценки