Конфликты и стрессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:21, реферат

Краткое описание

Конфликты и стрессы всегда проявляются в связи с чувствами, которые испытывают люди в процессе работы в организации и за её пределами.
Конфликт — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Конфликты и стрессы.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Конфликты и стрессы

      Конфликты и стрессы всегда проявляются  в связи с чувствами, которые  испытывают люди в процессе работы в организации и за её пределами.

Конфликт — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Стресс — защитная физиологическая реакция человека на неблагоприятные факторы окружающей среды.

      Стресс  нарушает естественную психическую  и физическую гармонию человека. Длительное или постоянное повторение стрессовых ситуаций разрушает здоровье человека, становится причиной возникновения многих заболеваний.

      Стрессу подвержены все люди, но реакция  на него разная. Одни - очень болезненно его переживают, не случайно в народе говорят, что человека можно убить  словом. Другие реагируют на стресс крепким сном, пешей ходьбой, а кто-то повышенным аппетитом или принятием спиртного.

Виды  профессионального  стресса

Профессиональный  стресс - это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

1) Информационный стресс - возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания.

2) Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности.

3) Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чём-либо.

Список  негативных изменений, которые приносит постоянный стресс

  1. Беспокойство и паника
  2. Изменение тембра голоса: заикание, дрожь в голосе
  3. Гиперактивность: внезапные приливы энергии
  4. Нарушение сна: бессонница, кошмары во сне
  5. Частые инфекции: простуды и гриппы
  6. Ослабление иммунной системы
  7. Чувство неуверенности в себе, комплекс виновности
  8. Нечеткость мысли, забывчивость, замедление реакций
  9. Чрезмерный пессимизм, видение во всем самого худшего
  10. Невозможность успокоиться и сидеть на одном месте
  11. Нервозность, обидчивость
  12. Чувство одиночества, безнадежности и отчаяния
 
 
 

      Конфликты — несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать сделать другой стороне то же самое. 

Факторы конфликтов:

  1. Организационные — связаны с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей.
  2. Эмоциональные — недоверие к человеку и чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба.
 

Типы  конфликтов:

  1. Конструктивные (созидательные)
  2. Деструктивные (разрушающие) 

      Конструктивный  конфликт вызывается объективными противоречиями. Его разрешение ведет к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в самой организации. Конструктивные конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, выслушивании сторон, свободном высказывании линий.

 
 Деструктивный конфликт может вызываться как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится в зону межличностных отношений, ведет к образованию противоборствующих группировок, расширению количества участников. 

Стадии  развития конфликта 

Первую  стадию называют скрытой, и проявляется она в явном или неявном недовольстве ситуацией. 
Вторая стадия — это формирование конфликта, когда осознаются претензии, оформляются группы, в них выдвигаются лидеры. 
Третья стадия — инцидент — это стадия открытых действий, т. е. стороны решают вступить в открытую борьбу. 
Четвертая стадия — активные действия сторон, когда конфликт достигает максимума и быстро идет на убыль. 
Пятую стадию называют завершением конфликта.
 

Любой конфликт имеет три стадии исхода:

"выигрыш —  проигрыш",

"выигрыш —  выигрыш",

"проигрыш  — проигрыш" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пути  решения конфликтов 

Конфликтные ситуации можно решить через переговоры с оппонентом через: 

  1. Компромисс
  2. Сотрудничество
 

Выбирайте компромисс если:

  1. Проблема относительно проста и ясна
  2. Для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее
  3. Лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины
  4. Проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон
  5. Вам не удалось добиться решения с использованием сотрудничества
 

Выбирайте сотрудничество, когда:

  1. Предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения
  2. Обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов
  3. Для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем
  4. Стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения
  5. Обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его
 

Ситуации  и условия, когда конфликтов «не бывает»

  1. Когда у человека отсутствует своё «Я» или оно подавлено другим субъектом;
  2. Когда субъект не желает видеть за предметами, человеческих отношений;
  3. Когда внешний конфликт переходит во внутренний план;
  4. Когда субъект не желает решать проблему;
  5. Когда субъект бежит от свободы выбора;
  6. Когда субъект обладает умением видеть конфликт на ранней стадии его развития и снимает его в этот момент.
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции конфликта

  1. Позитивные (конструктивные) функции конфликта:

    Выявление противоречий в системе;

    Снятие напряжения во взаимосвязи;

    Формирование  более адекватной самооценки;

    Сплочение участников конфликта, обусловленное совместным разрешением

    значимой для  всех проблемы;

    Выявление скрытых  и потенциальных противников.

  1. Негативные (деструктивные) функции конфликта:

    Обнаружение своих недостатков

    Потеря чувства  собственного достоинства;

    Обнаружение несостоятельности;

    Потеря уважения и статуса;

    Порождение  новых конфликтов. 
     

Элементы  конфликтов

1) Инцидент информационный - событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.

2) Инцидент деятельностный - повод для объявления действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.

3) Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.

4) Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.

5) Предмет конфликта - конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).

6) Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта. 

      В конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать  друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую  информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания. 
 
 

Пять  основных типов конфликтных  личностей 

  1. Демонстративный тип.
 

- Хочет быть в центре внимания

- Любит хорошо выглядеть в глазах других

- Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся

- Хорошо приспосабливается к различным ситуациям

- Кропотливой систематической работы избегает

- Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликта чувствует себя хорошо

- Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми 

  1. Ригидный  тип.
 

- Подозрителен

- Обладает завышенной самооценкой

- Прямолинеен 
- С большим трудом принимает точку зрения окружающих

- Малокритичен по отношению к своим поступкам

- Болезненно обидчив 

  1. Неуправляемый тип.
 

- Импульсивен, недостаточно контролирует себя

- Ведет себя вызывающе, агрессивно

- Несамокритичен

- Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других

- Не может грамотно спланировать свою деятельность

- Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее 

  1. Сверхточный тип.
 

- Скрупулезно  относится к работе

- Предъявляет повышенные требования к себе

- Предъявляет повышенные требования к окружающим

- Обладает повышенной тревожностью

- Чрезмерно чувствителен к деталям

- Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи

- Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях

- Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе 

  1. Бесконфликтный  тип.
 

- Неустойчив в оценках и мнениях

- Обладает легкой внушаемостью

- Характерна некоторая непоследовательность поведения

- Недостаточно хорошо видит перспективу

- Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров

- Не обладает достаточной силой воли 

Как вести себя с конфликтной личностью

  1. Следует взять  под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
  2. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.

    Типы  трудных людей

Агрессист - грубый и бесцеремонный. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;

Информация о работе Конфликты и стрессы