Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение особенностей формирования характера детей 5-6 лет.
Объект исследования: формирование характера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление морально-нравственных качеств самосознания личности в формировании характера детей дошкольного возраста:
В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формирование характера детей дошкольного возраста носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава I Теоретический аспекты исследования проблемы: особенности характера детей дошкольного возраста в отечественной психологии ………..…….. 5

1.1 Формирование характера детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………5

1.2 Онтогенез развития характера детей дошкольного возраста…………...16

Глава II Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста………………………………………………………..….40

2.1 Организация и методы исследования…………………………………….40

2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………..52

Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности характера детей дошкольного возраста готовая.docx

— 153.55 Кб (Скачать)

В исследованиях нравственности Ж. Пиаже использовал два основных метода:

1. Детей расспрашивали  о правилах разных игр. Согласно  Пиаже, игры детей представляют собой своего рода микрокосм социального мира в целом, с собственными социальными нормами, закрепленными в процессе межличностного взаимодействия, санкциями за нарушение правил и т.д. Именно по этой причине, изучая игры, можно получить некоторое представление об уровне нравственного развития ребенка. Пиаже интересовала, как способность ребенка придерживаться определенных правил, так и понимание им происхождения и сути правил. Беседы с ребенком должны были прояснить следующие вопросы: каковы правила игры; всегда ли правила игры были такими, какие они сейчас; можно ли изменить правила?

Представления детей о  правилах в процессе развития определенно  изменяются. Младшие дети склонны рассматривать правила как нечто незыблемое, не измененяемое - правила всегда были такими, какие они сейчас, и не могут быть изменены. Старшие дети значительно яснее осознают то, что правила игр, если не полностью, то частично условны и изменяемы. Этот сдвиг в представлениях об игре, с точки зрения Пиаже, отражает значительно более серьезный переход от «нравственности принуждения» или «нравственного реализма» к «нравственности сотрудничества» или «нравственному релятивизму».

2. Метод «предъявления  нескольких рассказов, заключающих  в себе некую нравственную  дилемму, и выяснении мнения  ребенка об этих рассказах.  Самый известный пример - вопрос  о том, как следует оценивать  действия, принесшие вред: «объективно», то есть с точки зрения их  материальных последствий, или  «субъективно» то есть с точки  зрения намерений, стоящих за  этими действиями» [13, c.331].

Ж. Пиаже была сформулирована теория морального развития, включающая в себя доморальный период и две фазы морального развития.

Доморальный период: дошкольники  почти не демонстрируют осознания  каких-либо моральных правил или озабоченности их соблюдением. Доморальные дети демонстрируют отсутствие системы в действиях, не стремясь выиграть и производя впечатление существ, следующих своим собственным правилам. На этой стадии дети видят смысл игры во взаимном общении и веселье.

Гетерономная мораль: между 5 и 10 годами дети вступают в фазу «гетерономной морали - обусловленной внешними нормами» [16,c.759]. У детей развивается сильное уважение к правилам. Теперь дети полагают, что правила определяются властными фигурами, к которым относятся объекты религиозного поклонения, полиция и родители, и наделяют правила сакральным и неизменным значением. Гетерономные дети рассматривают правила как моральные абсолюты. Они верят в то, что во всякой моральной проблеме есть правильная и неправильная стороны, причем правильная всегда означает следование правилам. [16,c.760].

Гетерономные дети также  склонны к оценке непослушания на основании последствий действия, а не намерений субъекта этого  действия. Они также одобряют автоматическое наказание, т.е. наказание ради самого наказания, не связывая его с причинами запрещенного действия. Кроме того, гетерономный ребенок в имманентную справедливость, т.е. в идею о том, что нарушение социальных правил будут неотвратимо наказаны тем или иным способом. Жизнь, по мнению таких детей, ясна и справедлива.

Автономная мораль: к возрасту 10 лет большинство детей достигает  второй фазы морального развития - автономной морали. Повзрослевшие, приобретшие  автономию дети теперь понимают социальные правила как произвольные соглашения, в которых можно усомниться и которые можно даже изменить с согласия затрагиваемых ими людей. Дети считают, что через правила можно преступить ради человеческих потребностей. Таким образом, суждения о хорошем и плохом, теперь в большей степени зависят от того, намеривался ли субъект действия обойти или нарушить социальные нормы, а не от объективных последствий самого по себе поступка.

Рассуждая об оптимальной  форме наказания за проступки, морально автономный ребенок обычно высказывается в пользу реципрокного наказания, т.е. воздействия, увязывающего наказание с «преступлением», вследствие чего нарушитель правил должен осознать последствия своего поступка и, возможно, стать в меньшей степени склонным к его повторению. Морально автономные дети больше не верят в имманентную справедливость, зная из опыта, что социальные правила могут быть нарушены втайне и это нарушение может остаться безнаказанным.

Как когнитивное развитие, так и социальный опыт оказывают  влияние на переход от гетерономной к автономной морали. Когнитивными усовершенствованиями, необходимыми для такого перехода, являются снижение эгоцентризма и развитие навыков принятия роли, что позволяет ребенку рассматривать моральные проблемы с нескольких точек зрения. Ж. Пиаже рассматривал равноправные контакты со сверстниками как важный вид социальных переживаний. Дети одного возраста должны научиться принимать точки зрения друг друга и разрешать споры взаимно выгодными способами без какого-либо вмешательства взрослых при условии кооперативной игры или совместного достижения других групповых целей. Таким образом, равноправные контакты между сверстниками могут вести к более гибкой, автономной морали. Это обусловлено тем, что они: уменьшают моральную зависимость ребенка от взрослого, повышают его или ее самоуважение и уважение к сверстникам и демонстрируют, что правила - это произвольные соглашения, которые могут быть изменены с согласия затрагиваемых ими людей.

Пиаже высказал уверенность  в том, что если родители не отказываются от части своей власти, они могут  замедлить моральное развитие ребенка, подкрепляя его зависимость от правил и властных фигур.

Развивая теорию Ж. Пиаже, Л. Колберг выделяет три уровня и  шесть стадий морального развития, влияющего на формирование характера дошкольника.

Уровень 1. Доконвенциональная мораль. Локализация правил по отношению к «я» действительно скорее внешняя, чем внутренняя. Ребенок соблюдает правила (определенные властными фигурами) для того, чтобы избежать наказания или получить личное вознаграждение. Мораль обслуживает эго: правильным является действие, не наказанное или удовлетворяющее потребности.

Стадия 1. Ориентация на наказание  и послушание. Оценка действия зависит  от его результатов. Ребенок подчиняется  власти для того, чтобы избежать наказания, но если поступок не замечен и не наказан, может оценить его как правильный. Чем больше причиненный вред или чем суровее наказание, тем хуже поступок.

Стадия 2. Наивный гедоизм. Человек, находящийся на этой стадии, приспосабливается к существующим правилам с целью получить вознаграждение или удовлетворить собственные потребности. У него присутствует беспокойство по поводу нужд других людей, но поведение, ориентированное на других, по сути, осуществляется в расчете на вознаграждение.

Уровень 2. Конвенциональная мораль. Теперь индивид старается  соблюдать правила и социальные нормы для того, чтобы заслужить  одобрение других или сохранить  социальный порядок. Социальное одобрение  и избежание порицания заменяют материальное вознаграждение и наказания  в качестве факторов, мотивирующих этичное поведение. Мнения других осознаются, и им уделяется повышенное внимание.

Стадия 3. Ориентация «хорошего  мальчика» или «хорошей девочки». Моральное поведение является тем, что доставляет другим удовлетворение, помогает им или одобряется ими. Людей, как правило, судят по намерениям. «Хорошие намерения» высоко ценятся, очень важно вызывать у всех симпатию.

Стадия 4. Мораль, ориентированная  на сохранение социального порядка. На этой стадии индивид обращает внимание на обобщенные потребности других - волю общества, выраженную в законе. Теперь правильно то, что соответствует  нормам узаконенной власти. Причина  соблюдения норм не в страхе наказания, а в вере в то, что правила  и законы сохраняют тот социальный порядок, который этого достоин.

Уровень 3. Постконвенциальная мораль. Представитель этого наивысшего уровня моральной аргументации определяет верное и неверное на основе фундаментальных принципов справедливости, которые могут не совпадать с писаными законами или вступать в конфликт диктатом властных фигур.

Стадия 5. Ориентация на социальное соглашение. На данной стадии личность рассматривает законы как выражение воли большинства и улучшения благополучия людей. Законы, которые достигают этих целей и беспристрастно исполняются, выступают как социальные соглашения, обязательные для исполнения. Но навязывание законов, которые ущемляют права человека или его достоинство, рассматривается как несправедливость, достойная того, чтобы ей бросили вызов.

Стадия 6. Автономная мораль (мораль индивидуальной совести). На этой высшей стадии нравственного развития личность принимает моральные решения  на основе самостоятельно выбранных  этических принципов, своей совести. Эти принципы не представляют собой  конкретных правил. Они являются абстрактными внутренними установками или принципами универсальной справедливости (и уважения к правам всех человеческих существ), которые превосходят любой закон или социальное соглашение, им противоречащие. Колберг рассматривал данную стадию как гипотетическую конструкцию, по направлению к которой прогрессируют люди, испытывающие потребность развиваться дальше стадии Ориентации на социальное соглашение.

Для того, чтобы прогрессировать  хотя бы дальше доконвенционального  уровня моральной аргументации, ребенок  должен испытать воздействие личностей или ситуаций, ведущее к нарушению когнитивного равновесия, т.е. к конфликтам между прежними моральными понятиями и новыми идеями, которые заставляют детей переоценивать свои точки зрения. Таким образом, как и Ж. Пиаже, Л. Колберг считает, что в основе развития морального мышления лежат и когнитивное развитие, и релевантный социальный опыт.

Таким образом, рассмотрев ряд  теорий морального развития, можно  говорить о том, что практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом. Мораль состоит из трех основных компонентов: морального чувства, морального мышления и морального поведения.

Л. Колберг утверждал, что в отсутствие социальных переживаний, побуждающих личность переоценить существующие моральные понятия, не происходит и морального развития.

Исследования показывают, что стадии Л. Колберга действительно формируют инвариантную последовательность. Кроме того, как когнитивное развитие, так и релевантные социальные переживания (например, столкновение с различными точками зрения на мораль в контексте дискуссий с родителями, сверстниками и в результате общения с другими людьми в ходе получения высшего образования или знакомства с разнообразными стратами демократического общества) действительно способствуют развитию морального мышления.

Рассмотрев ряд теорий морального развития, мы увидели, что существует множество определений морали, но практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом.

Психоаналитические теоретики  внесли незначительный вклад в исследование морального развития за пределами дошкольного возраста и алгоритмов детского морального мышления.

Л. Колберг, как и Пиаже, явно недооценил моральное мышление детей младшего возраста. Критики также утверждают, что его теория уделяет недостаточное внимание моральному чувству и моральному поведению.

Наиболее предпочтительной нам кажется, точка зрения В.С. Мухиной, Г.С. Абрамовой, о том, что в зарождении и становлении морального самосознания детей 5 - 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Соотнесение своего нравственного «я» с эталоном и с «я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения.

 

 

1.2 Онтогенез развития характера детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так  как в это время происходят существенные физиологические, психологические  и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, формировании характера, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

В раннем возрасте социальная ситуация развития характеризуется  тем, что у детей появляются различные  формы деятельности, такие как  игра, рисование, конструирование, что  подготавливает переход к дошкольному  возрасту. К концу третьего года жизни происходит существенный сдвиг  в развитии игровой деятельности детей. Он заключается, прежде всего, в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с другими людьми. Первоначально эта роль привязана к конкретным предметам, поэтому ребенок должен освоить действия, соответствующие роли. При этом роль выступает не как особая социальная позиция, а скорее как набор действий, которые необходимо выполнить. Именно поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок освоил действия, объединенные одной ролью (например, ролью матери - кормление ребенка, укладывание спать и т.д.). Хотя выполнение подобных действий происходит с игрушкой, они почти полностью соответствуют реальным действиям взрослого. (Освоение игровой деятельности основано на подражании действиям взрослых.) Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами (например, кормить куклу, укладывать ее спать, катать в коляске, кормить и т. д.). При этом важно, чтобы ребенок повторял и действия, и слова взрослого.

Информация о работе Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста