Гуманистическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление – трансперсональная психология.

Файлы: 1 файл

гуманистическая психология.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

 

  1. Основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейшие представители.

В западной психологии XX в. принято  выделять три основные школы, или, пользуясь  терминологией американского психолога  А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление – трансперсональная психология.

Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от провозглашенного им понимания психологии – поведения.

Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878 – 1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Уотсон усмотрел ложное понимание предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.

Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения рефлексов, формируемых  под воздействием социальной среды.

Первоначальная схема Дж. Уотсона была усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез когнитивной карты мира и многое другое. Но общий подход бихевиоризма к человеку как к животному, отличающемуся словесным поведением, остался неизменным.1

Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный З. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ  внес в западноевропейскую культуру общие понятия «психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и многое другое.

Заслуга З. Фрейда усматривается в  его обращении к глубинным  структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из двух частей - сознательной, бессознательной и поменял их местами: бессознательное стало центральным компонентом психики, над которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт.2

Гуманистическая психология в лице А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), В. Франкла (р. 1905) поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту  человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может  самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

Наряду с гуманистическим направлением в психологии неудовлетворенность  попытками построить психологию на мировоззренческой базе естественно-научного материализма высказывает и трансперсональная психология, которая провозглашает необходимость перехода к новой парадигме мышления.

Представителями трансперсональной ориентации в психологии считают К.Г. Юнга и С. Грофа. Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсональной психологии проводится на том основании, что он считал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.

Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи по своей природе  сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологи.

С. Гроф считает, что любой подход к миру отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сторонников трансперсональной психологии, что человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы - с телесным «Я» и хилотропным (то есть связанным с материальной структурой мозга) сознанием.

Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всеми человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.3

 

 

 

 

2. Ведущие положения гуманистической  психологии

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как  самостоятельное направление в 1960-х  годах XX столетия. Предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру.

Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым  не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно – любовь, творчество, «Я», высшие ценности бытия, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкл.

Ключевыми понятиями в гуманистической психологии являются: самоактуализация, опыт и конгруэнтность.

Самоактуализация – процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация помогает человеку стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает высшей человеческой потребностью, главным мотивационным фактором. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие, потребности.

А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей:

1-й уровень – физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и др.);

2-й уровень – потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги);

3-й уровень –  потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба);

4-й уровень – потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и признании другими людьми);

5-й уровень – потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно этой концепции, продвижение к высшей цели – самоактуализации, психологическому росту – неосуществимо, пока индивид не удовлетворит ниже лежащие потребности, не избавится от их доминирования. Самоактуализация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличить тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.4

К. Роджерс также рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие личности, «полное функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любой отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большей степени к собственным интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет – то как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личной» мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращая и, к его субъективному опыту.

Опыт понимается как мир личных переживаний человека, как совокупность внутреннего и внешнего опыта, как  то, что человек переживает и «проживает». Опыт – это совокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент.

Термин конгруэнтность (неконгруэнтность) также определяет возможности самореализации. Во-первых, это соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» (организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, если он «открыт опыту», то его образ Я будем адекватным и целостным, поведение – конструктивным, а сам человек является зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию». Во-вторых, термин «конгруэнтность» относится к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И наконец, в-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность – это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации.

По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл – логос – своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия.

Отсутствие или потеря смысла создает  экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, или испытывает тяжелые переживания. Источником экзистенциального вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир.

Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к  каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.

В. Франкл разработал психотерапию – логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом.

Логотерапия применяется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании.

Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке.5

 

 

 

3. Практическое задание

Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма

  1. интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
  2. создание математических моделей психических процессов;
  3. наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

Бихевиоризм  – это наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

В основе бихевиоризма лежит понимание  поведения человека и животных как  совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных  ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878 – 1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.6

Бихевиоризм признавал наличие  сложного поведения, которое объяснял комбинациями цепочек стимулов и  реакций.

В экспериментах Уотсон базируется на теориях Павлова. К примеру, исследуя феномен страха, он пытается выяснить какие его формы являются врожденными, а какие приобретенными. Павлов это обозначал через условные и безусловные рефлексы.

Уотсон экспериментирует на детях  в детских домах. Подсовывая младенцам  различных животных (жаб, пауков, больших  собак) он отмечал отсутствие проявлений страха. Из этого можно было сделать  вывод, что страх перед ними является приобретенным. В ходе экспериментов  было выявлено, что врожденными проявлениями страха младенцы обладают по отношению к потере опоры (резко вырывался матрац) и резкому металлическому звуку. 

Уотсон выдвигает предположение, что образование реакций происходит при соединении врожденных стимулов с приобретенными. То есть для того, чтобы выработать нужную реакцию необходимо подкрепить ее стимул врожденным.

Информация о работе Гуманистическая психология