Групповая психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы заключается в раскрытии сущности групповой психотерапии.
Задачи, которые необходимо решить в ходе написания работы, включают в себя:
1. раскрыть понятие «групповой психотерапии»;

Оглавление

Введение
3
1.
Понятие групповой психотерапии
4
2.
Категории групповой психотерапии
9
Заключение
19
Список литературы
21

Файлы: 1 файл

понятия и категории групповой психотерапии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Очень эффективной для группового психотерапевта может быть функциональная роль так называемого катализатора. Однако эта роль требует особого искусства - легче поучать, чем вдохновлять, но вдохновлять, несомненно, важнее для более активного и быстрого формирования собственной творческой активности занимающихся Да и эмоционально-психологическая атмосфера в таких группах более творчески-активная, а значит и более терапевтическая.

Психотерапевта-катализатора обычно сравнивают с зеркалом, в котором участники видят самих себя. Но это не просто зеркало, а живое и благожелательно утрированное (для наглядности) отражение происходящих в группе событий. Такое зеркало позволяет лучше замечать свои ошибки и не смущаться от них, а вдохновляться на их исправление, на поиск наилучшего решения.

Разумеется выполняющий роль такого зеркала психотерапевт должен обладать и опытом и артистизмом, и эмпатией и интуицией, внушать участникам веру в свой высокий профессионализм и человеческую порядочность и искренность. А главное – должен уметь создавать атмосферу творческой увлеченности, что само по себе – талант, отсутствие которого трудно компенсировать даже глубокими профессиональными знаниями. Так что, прежде чем выбрать стиль катализатора, нужно убедиться в наличии такого таланта.

Хотя групповая психотерапия (как психотерапевтическое направление, а не как групповая форма любой психотерапии) по самой своей сути относится к недирективным видам терапии, можно сказать, что наиболее недирективной (антиавторитарной) функциональной ролью группового психотерапевта является роль активного (идеального) партнера.

Такой психотерапевт не поучает не комментирует и даже не катализирует группу - он просто становится ее рядовым членом, но таким, каким в идеале должен быть член терапевтической группы. Он если и учит, то лишь своим примером, демонстрируя полную откровенность и открытость в обсуждении своих и чужих проблем, готовность моментально отреагировать на обращение к нему или ко всей группе.

Единственная опасность, которая подстерегает терапевта такого плана, - это оказаться настолько образцовым участником группы, что остальные участники, не дотягиваясь до его уровня открытости и коммуникабельности, начинают не столько раскрывать себя, сколько следить за профессиональным искусством психотерапевта, пытаясь копировать его манеры и уделять неоправданно много внимания обсуждению его проблем в ущерб собственным.

Здесь от терапевта требуется тонкое чувство меры, чтобы, активизируя других членов группы, в то же время не перехватывать у них инициативу (некоторые из них с облегчением отдадут эту инициативу ему и тем самым снизят эффективность своей собственной работы, цель которой пробуждение собственной инициативы).

Учет типов поведения членов группы. Психотерапевт должен знать и уметь учитывать типы поведения каждого участника группы.

Чаще всего выделяются такие поведенческие типы, как: лидирующий, ведомый, сотрудничающий, обособляющийся. Эти названия красноречиво говорят сами за себя и нуждаются не в комментариях, а в учете.

Так, например, участник с тенденциями лидерства, с одной стороны, может помочь более быстрому и четкому налаживанию групповой работы, но, с другой стороны, он может своей инициативой снизить инициативность и эффективность самораскрытия других членов группы. Если же врожденному лидеру вовсе не давать проявлять своих качеств, отводя ему подчиненную роль, это также может помешать не только самореализации этого члена группы, но и всей групповой деятельности.

Ведомый тип быстрее войдет в работу группы под чьим-то руководством, но терапевт должен проследить, чтобы он не стал слишком долго отсиживаться за спиной лидера и постепенно наращивал собственную активность.

Разумеется, наиболее удобен для взаимодействия сотрудничающий тип, постоянно готовый к кооперации и совместному решению проблем. Однако его слишком активное стремление к сотрудничеству может помешать самораскрытию обособляющегося типа, который лучше осваивается в группе, когда на нем не акцентируется внимание.

 




 

Похожие темы

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, групповая психотерапия - психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.

Групповую психотерапию следует отличать от коллективной психотерапии.

При коллективной психотерапии объединение людей случайно, используются любые психотерапевтические методы. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов, но систематически не использует в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между пациентами.

Коллектив - высшая форма социального объединения людей для достижения общей цели, отличающаяся высшей степенью организованностью и психологической сплоченностью.

Исходя из вышесказанного, в процессе психотерапевтической работы группы больных сформировывались как единое целое, а ее члены образовали содружество единомышленников, объединяются во имя осуществления единой цели. Коллективная психотерапия-это высшая форма групповой психотерапии.

В групповой психотерапии мотивом деятельности каждого индивида является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются только как средство достижения этой цели.

Группа регулируется общими ценностями и нормами, участники которой включены в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

Основные признаки группы:

1.                       Осознание участниками своей принадлежности к группе;

2.                       Установление определенных отношений между участниками группы;

3.                       Внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов;

4.                       Действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;

5.                       Наличие определенных изменений во взглядах отдельных участников, обусловленных принадлежностью к группе.

В групповой психотерапии выделяют следующие направления:

1. Психотерапевтические группы, ориентированные на отдельную личность, больше обсуждаются проблемы отдельных участников (ортодоксальные участники, классический гештальт, классическая психодрамма).

2. Группа, ориентированная на межличностные взаимодействия участников, акцент делается на отношения между участниками и терапевтом. Объект обсуждения-межличностное взаимодействие, возникшее «здесь и теперь», т.е. межличностный опыт (межличностная групповая психотерапия, неофрейдисткое психодинамическое направление, транзактный анализ, групповая недерективная психотерапия, т-группы, «группы встреч»).

3. Ориентация на группу, как совокупность. Акцент делается на групповые действия, коллективные инициативы (групповой анализ, группа ориентированная на конфликт).

Такое разделение носит условный характер, т.к. реальная психотерапия, по мнению Кочюнас Р., действует на всех трех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                       Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия.— т. 1,2.—М., 1994.— С. 95-100.

2.                       Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.— Мн., 1997.— С. 370-377.

3.                       Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.— М., 1990.— 368 с.

4.                       Прохоров А.В., Велисер У.Ф., Прочаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение // Вопр. психологии, N 2, 1994.— С. 113—122.

5.                       Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.— М., 1999.— .179-185, 200-213, 219-226.

 

21

 



Информация о работе Групповая психотерапия