Готовность школьников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Оглавление

Введение 3
1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу 31
2 Психодиагностика детей младшего школьного возраста 38
2.1 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 38
2.2 Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе 42
2.3 Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе 44
2.4 Процедура определения психологической готовности к школе 47
2.5 Варианты развития 49
3 Исследование готовности к школьному обучению 54
3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе 54
3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития 68
Заключение 77
Глоссарий 80
Список использованных источников 85
Список сокращений 90
Приложение А 91
Приложение Б 92
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95

Файлы: 1 файл

done2.doc

— 902.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение

 

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии  психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Перед нашим обществом  на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Большинство отечественных  и зарубежных ученых считают, что  отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Актуальность работы определяется общей тенденцией гуманизации образования, необходимость осуществления которой  все больше осознается не только работниками  школ и дошкольных учреждений, но и обществом в целом. Одним из важнейших условий реализации этой тенденции является своевременная диагностика степени готовности к школьному обучению. Наличие готовности к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика позволяет учителю вовремя скорректировать развитие ее отдельных сторон. Многие исследования, посвященные этой проблеме, позволили определить само понятие "психологическая готовность к школе", выделить ее основные компоненты и создать отдельные диагностические методики для выявления уровня развития некоторых из них у детей к моменту их поступления в школу.

С проблемой диагностики  психологической готовности детей  к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые  методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая  схема должна включать в себя диагностику  как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения  в психическом развитии дошкольника  и правильно составить коррекционную  программу.

Анализ специальной  литературы показывает, что существующая проблема уже давно стала объектом изучения. Ее исследуют представители педагогики, психологии, акмеологии, валеологии и ряда других наук (Б.Д. Эльконин, 1978; А.В. Запорожец, 1986; Е.Е. Кравцов, 1991; М.А. Правдов, 1992; Л.А. Венгер, 1994; P.M. Чумичева, 1995; Ю.К. Чернышенко, 1998; М.М. Пашкова, 2000; СЮ. Толстова, 2000 и др.). К настоящему времени имеется множество различных публикаций, посвященных совершенствованию подготовки детей к школе.

Таким образом, основная цель работы - изучить особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к школе и наметить пути коррекции неготовых детей.

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотезы: 7-летние дети, в отличие от 6-летних детей,  имеют более высокий уровень сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, что сочетается с более высоким уровнем интеллектуальной готовности; выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

В соответствии с целью можно  выделить следующие задачи:

1. Изучить современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению.

2. Рассмотреть компоненты психологической готовности к школе.

3. Дать общую психологическую характеристику детей, поступающих в школу.

4. Определить особенности психодиагностики личностной готовности к обучению в школе.

5. Охарактеризовать процедуру определения психологической готовности к школе и варианты развития.

6. Провести диагностическое обследование на предмет готовности к школе и наметить психокоррекционные мероприятия.

Объектом исследования явились  дети первого класса одной из школ г. Иваново.

Предмет исследования - уровень психологической  готовности детей к школьному обучению.

Методы исследования:

- обзорно-аналитический

- математико-статистический

- наблюдение и беседа

- тестирование.

Научная новизна и теоретическая  значимость. Изучена проблема необходимости  изучения психологических предпосылок к школьному обучению, их выявлению, диагностики и формированию.

Практическая значимость. Приведенные методики диагностики  предпосылок психологической готовности детей к школе предназначается  для работы практического психолога  детского дошкольного учреждения при выявлении особенностей формирования основных компонентов готовности к школьному обучению. Полученные данные нашли применение в разработке индивидуальных рекомендаций родителям и воспитателям по подготовке детей к школе.

Она позволяет на более ранних этапах дошкольного детства зафиксировать пробелы и недостатки в формировании предпосылок психологической готовности к школе. На этой основе может быть создана коррекционная программа.

Результаты диагностики могут  служить основой для создания коррекционно-развивающих программ, предназначенных детям среднего и старшего дошкольного возраста, позволяющих успешно формировать необходимые предпосылки для успешного обучения в школе и облегчения адаптации детей к новым условиям школьной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению

1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению

 

Проблема психологической  готовности детей к школе является одной из основных в педагогической психологии и психологии развития ребенка. В последние годы в связи с гуманизацией образования и личностно-ориентированным обучением, которые постепенно утверждаются в общеобразовательной школе, эта проблема приобрела особую популярность среди ученых разных направлений. Педагоги, психологи, физиологи, медики и другие ученые определяют содержание понятия "психологическая готовность к школе", выделяют ее отдельные компоненты, создают диагностические средства определения этой готовности.

Проблема психологической  готовности детей к обучению в  школе не является новой для возрастной и педагогической психологии. Она интересовала и зарубежных (Г.Бройер, Г.Зитцлак, В.Гутьяр, Я.Йирасек, Д.Керн, Д.Е.Эванс, Л.Б.Эймс и др.), и отечественных психологов (Л.И.Божобич, Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, А.В.Запорожец, М.Н.Костикова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Н.Г.Салмина, Д.Б.Эльконин и др.).

Зарубежные психологи, исследуя проблему готовности к школе, выделяют три компонента школьной зрелости: социальный, интеллектуальный и эмоциональный.

Социальная зрелость характеризовалась наличием у ребенка потребности в общении со сверстниками, подчинения правилам группового поведения в ситуации школьного обучения.

Примером может служить  шкала Вайнленд, определяющая социальную зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разным условиям окружающей среды1. Более современным и более полным методом определения социальной зрелости является шкала адаптивного поведения (ABC), разработанная Комитетом американской ассоциации2. Шкала состоит из двух частей. Первая включает 10 областей поведения, таких, как: самообслуживание, физическое развитие (сенсорное, моторное), хозяйственная деятельность (обращение с деньгами, умение делать покупки), развитие языка (понимание, общение, выразительность), ориентировка во времени (знание числа, времени суток), домашняя работа, деятельность (игровая, учебная), саморегуляция (инициатива, настойчивость), ответственность, социализация. Вторая часть шкалы применяется к детям с отклоняющимся поведением.

Но, ни шкала Вайнленд, ни АВС не имеют полного теоретического обоснования их применения.

Эмоциональная зрелость понималась как способность регулирования эмоциональных реакций и умение выполнять нужные задания в течение длительного времени.

Интеллектуальная зрелость включала в себя самый широкий  спектр проявлений психики от сенсомоторных  особенностей до произвольности основных психических процессов (перцептивная зрелость, концентрация внимания, умение выделять основные связи и отношения между предметами и явлениями, логическое запоминание и др.).

Однако исследования психологической готовности детей  к обучению в школе в зарубежной психологии с самого начала были связаны в основном с научением интеллектуальных возможностей ребенка и созданием на этой основе батарей тестов, диагностирующих уровень его развития в области интеллектуальной длительности (мышления, памяти, восприятия и др.)

Отечественная психология предлагает более paзнообразные подходы к данной проблеме и ее решению. Готовность к школе, по мнению большинства исследователей, является сложным интегральным образованием, охватывающем основные стороны развития психики дошкольника3. Первые исследования психологической готовности детей к школе связывали эту готовность с наличием у ребенка определенного запаса знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения школьной программой. Однако уже в работах Л.С.Выготского можно найти высказывании о том, что готовность к школе не зависит от запаса представлений у детей, а является результатом развития мышления и умственных процессов4. Быть готовым к школе, по мнению ученого, значит уметь на необходимом возрасту уровне обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающей действительности. Таким образом, в качестве показателя готовности к школе выделяли критерии умственного развития. Этот критерий долгое время считался основным.

Успешное решение задач  развития личности ребенка, повышение  эффективности обучения, благоприятное  профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости"5.

А.Анастази трактует понятие  школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками"6.

И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как  достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты7.

Л.И.Божович еще в 60-е  годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал  А.И.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."8

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных  психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять несколько компонентов (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)

1.2 Компоненты психологической  готовности к школе

Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование «внутренней позиции школьника»)

По мнению  многих ведущих отечественных психологов  (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова), дошкольный период связан с развитием и усложнением мотивационной сферы личности, с появлением общественно-ценных мотивов и «соподчинением» их. «Мотив», по утверждению С.Л. Рубинштейна, есть тот «строительный» материал,  из которого складывается характер. Мотивы выполняют двоякую функцию: во-первых, они побуждают и направляют деятельность человека; во-вторых, они придают деятельности субъективный характер. И смысл деятельности в конечном счете определяется ее мотивами.9

Информация о работе Готовность школьников к обучению