Гендерные представления младших школьников из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема неполных семей ощущается особенно остро. Всё более очевидной становится маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Стереотипы, навязанные обществом, и, как следствие, неверно понятые идеалы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
1.1 Семья как институт социализации…………………………………….....7-12
1.2 Особенности формирования личности ребенка в неполной семье...…12-16
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ.
2.1 Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи..…17-20
2.2 Проблемы половой идентификации в неполных семьях и негативные последствия в становлении половой принадлежности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………..20-27
ГЛАВА 3. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
3.1 Организация и проведение исследования………………………………28-29
3.2 Анализ результатов………………………………………………………30-40
3.3 Выводы и рекомендации………………………………………………...41-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..................................................................43-45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….46-48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Таблица 1. Характеристика выборки

Испытуемые

Полные  семьи

Неполные  семьи

Общее количество

Мальчики

12 (20%)

20 (33%)

 

60 (100%)

Девочки

18 (30%)

10 (17%)


 

 

Таким образом, и в экспериментальную и контрольную группы вошло по 15 человек. Общее количество девочек, вошедших в группу, состоящую из детей из полных семей, составило 9 человек, мальчиков – 6. В группе, куда вошли дети из неполных семей, число девочек составляет 5 человек, а мальчиков – 10. Все дети экспериментальной группы воспитываются только одной мамой.

В качестве основного  метода при проведении исследования я использовала опрос, т. к. столкнулась с проблемой отсутствия тестов по данной тематике. Для выявления гендерных представлений детей я применила следующие опросные методики:

1. Выбор качеств.

2. Интервью полоролевой  идентичности  ( Чекалина А.А.)[25, с. 226].

3. Оценочные  шкалы.

Перечень личностных качеств, из которых дети делали выбор, а также оценочные шкалы были разработаны самостоятельно.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный этап: планирование исследования, формирование выборки (определение экспериментальной и контрольной групп), подбор основных процедур сбора и анализа данных.
  2. Основной этап: сбор данных на основе использования выбранных процедур.
  3. Заключительный этап: обработка и анализ результатов, формулировка выводов и рекомендаций.

3.2 Анализ результатов

 

Для диагностики  гендерных представлений мы использовали несколько методик. Одной из основных методик является методика выявления гендерных представлений при помощи выбора личностных качеств. Ее результаты представлены в таблице 2 и на рисунках 1 и 2.

Таблица 2. Гендерные  представления детей из неполных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств

 

Испытуемые

 

Выбор качества

Гендерные представления детей

О женщинах

О мужчинах

Д

М

Всего

Д

М

Всего

 

 

 

Младшие школьники  из неполных семей

М

12

(24%)

16

(16%)

28 (18%)

20

(40%)

31

(31%)

51 (34%)

Ф

20

(40%)

26

(26%)

46 (30%)

10

(20%)

18

(18%)

28 (18%)

А

28

(56%)

48

(48%)

76 (50%)

30

(60%)

41

(41%)

71 (47%)

 

 

Младшие школьники  из полных семей

М

3

(3%)

2

(3%)

5

(3%)

44

(49%)

28

(47%)

72 (48%)

Ф

46

(51%)

31

(51%)

77 (51%)

4

(4%)

5

(8%)

9 (6%)

А

46

(51%)

22

(37%)

68 (45%)

47

(52%)

22

(37%)

69 (46%)


 

Рис. 1 Гендерные представления о женщине детей из неполных и полных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств

Рис. 2 Гендерные представления о мужчине детей из неполных и полных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод.

Дети из неполных семей в большей мере выбирают мужские качества для женщины. 18% детей из неполных семей считают, что женщина должна обладать такими качествами как смелость, воля, сила характера, надежность, ответственность. Т.е., можно предположить, что дети видят в своей матери проявление именно маскулинных качеств, возможно, выражающихся в ее манере общаться, стиле поведения и взаимоотношения с окружающими.

Что касается детей  из полных семей, то лишь 3% видят в  женщине мужские черты и выбирают соответствующие своему гендерному представлению личностные качества.

Стоит отметить разницу между выбором фемининных качеств. Доля выбора фемининных качеств  у детей из полных семей превышает  долю выбора у детей из неполных семей. Об этом говорит процентное соотношение: 51% / 30%. Соответственно, в женщине дети из полных семей в большей мере видят проявление типично женских черт характера, а дети из неполных семей отдают предпочтение качествам, присущим мужчине.

Большой процент  детей из неполных семей (50%), так же, как и дети из полных семей (45%), приписывают женщине андрогинные качества. Например, такие как доброта, жизнерадостность, порядочность, честность, ум. Вероятно, у детей и той, и другой групп не вполне сформированы гендерные стереотипы относительно фемининных качеств.

Анализируя  гендерные представления о мужчине  детей из полных и неполных семей, следует отметить, что дети из полных семей в большей степени осознают те качества, которыми должен обладать мужской пол.

Что касается детей из неполных семей, то они больше выбирают для мужчины качества, присущие женщине, например, терпимость, заботливость, ласковость, чуткость. Количество таких выборов составляет 18%, в то время, как количество таких же выборов у детей из полных семей составляет 6%.

Сравнив два  выбора – фемининных качеств и  маскулинных, можно отметить, что  дети из неполных семей в большей  мере склонны представлять женщину  с мужскими чертами и поведением, а мужчину, наоборот, с женскими чертами.

Для диагностики  уровня сформированности полоролевой идентичности мы использовали интервью полоролевой идентичности. Результаты методики представлены в таблице 3, на рисунках 3 и 4

Таблица 3. Специфика полоролевой идентичности младших школьников

Испытуемые

Полоролевая идентичность

Выбор

Девочки

Мальчики

Младшие школьники  из неполных семей

Женский выбор

114 (81%)

65 (23%)

Мужской выбор

26 (19%)

215 (77%)

Младшие школьники  из полных семей

Женский выбор

192 (76%)

21 (13%)

Мужской выбор

61 (24%)

147 (87%)


 

Рис. 3 Специфика полоролевой идентичности девочек

 

Рис. 4 Специфика полоролевой идентичности мальчиков

 

По данным диагностики  можно сделать вывод о том, что полоролевая идентичность девочек  и мальчиков из неполных и полных семей имеет как сходство, так  и различия.

Девочки из неполных и полных семей почти в одинаковой мере выбирают для себя женские качества – 81% и 76%. Это довольно высокий показатель. Отметим, что доля выборов девочек из неполных семей немного превышает долю выборов девочек из полных семей. Возможно, здесь имеет место влияние матерей из неполных семей. Мы знаем, что в неполной семье мать заменяет ребенку отца, тем самым она одна должна играть две роли – свою и роль отца. Возможно, девочки из неполных семей в этом случае несколько идеализировали женский образ. Мы предполагаем, что им хочется быть женственнее, чем мама.

В выборах девочек  обеих категорий семей присутствуют не только женские выборы, но и мужские. Заметим, что девочки из полных семей  в большей мере склонны к приписыванию себе мужских качеств. Есть вероятность того, что так происходит потому, что в семье они воспитываются и матерью, и отцом. Возможно, девочки выбрали для себя некоторые отцовские качества.

У мальчиков  из неполных и полных семей выборы различны. Мальчики из неполных семей  делают меньше выборов в пользу мужских качеств, нежели мальчики из полных семей (77% и 87%). Можно предположить, что мальчики, воспитывающиеся в семье, где есть отец, имеют представление о его поведении, о качествах, поэтому на основе данного образа они и приписывают для себя большее количество мужских качеств.

Что касается мальчиков  из неполных семей, то можно отметить, что они в большей мере приписывают  себе женские качества (23%). Вероятно, воспитываясь одной матерью, мальчики в ходе процесса идентификации имеют склонность копировать женское поведение, женские качества.

Мальчики из полных семей видят в себе меньшую  долю женских качеств (13%). Больший  акцент в их случае падает на выбор  мужских качеств. Мы предполагаем, что  немалую роль здесь играет влияние  на воспитание отца.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что специфика полоролевой идентичности младших школьников из полных и неполных семей различна.

Дети из неполных семей, в частности девочки, преимущественно  выбирают для себя женские качества, но приписывают и мужские.

Мальчики из неполных семей выбирают для себя преимущественно мужские качества, но доля женских выборов у них  больше, чем у мальчиков из полных семей.

Девочки из полных семей в большинстве случаев  выбирают для себя женские качества, но имеют склонность приписывать себе мужские качества даже в большей мере, чем девочки из неполных семей.

Мальчики, воспитывающиеся  в полной семье, главным образом  делают мужские выборы, но в их выборах  присутствует и доля женских качеств, но меньше, чем у мальчиков из неполных семей.

Для выявления  гендерных представлений детей  из неполных и полных семей, а именно оценки качеств, которыми должны обладать женщина и мужчина, мы использовали методику оценочных шкал. Результаты исследования приведены в таблице 4, на рисунках 5 и 6.

Таблица 4. Гендерные  представления детей из неполных и полных семей, выявленные на основе оценочных шкал

 

Испытуемые

Оценочные

шкалы

Среднее значение

Общее среднее значение

Девочки

Мальчики

 

 

Младшие школьники  из неполных семей

Трусливый – смелый

54,2

54,6

54,4

Слабый –  сильный

55,4

54,6

56,7

Заботящийся о  себе – заботящийся о других

 

56,9

 

61,5

 

59,2

Грубая –  нежная

18,1

58,5

53,3

Молчаливая  – разговорчивая

 

51,4

 

60

 

55,7

Искренняя –  скрытная

 

41,8

 

25,3

 

33,5

 

 

Младшие школьники из полных семей

Трусливый –  смелый

59,6

56,5

58

Слабый –  сильный

53,8

58,4

56,1

Заботящийся о  себе – заботящийся о других

 

55,5

 

46,8

 

51,1

Грубая –  нежная

53,2

53,8

53,5

Молчаливая  – разговорчивая

6,2

50

48,1

Искренняя –  скрытная

21,4

22,5

21,9


 

Рис. 5 Гендерные представления детей из неполных и полных семей, выявленные на основе оценочных шкал (оценка мужских качеств)

 

Рис. 6 Гендерные представления детей из неполных и полных семей, выявленные на основе оценочных шкал (оценка женских качеств)

Анализируя  полученные данные, можно отметить, что оценка детьми из полных и неполных семей личностных особенностей мужчин и женщин несколько различается.

Шкала «Трусливый – смелый».

Дети из полных семей считают, что мужчина должен быть смелым. Среднее значение оценки этой особенности составило 58 баллов. Отметим, что дети из неполных семей тоже считают, что мужчина должен быть смелым, но их оценка мужской смелости несколько ниже – 54,4 балла. Мы можем предположить, что дети, воспитывающиеся в семье, где есть отец, имеют лучшее представление о поведении мужчины, его личностных качествах.

Шкала «Слабый  – сильный».

Оценка особенности  «слабый – сильный» и у той  и у другой категории детей  почти одинакова. Дети из неполных и  полных семей почти в равной мере считают, что мужчина должен быть сильным.

Шкала «Заботящийся о себе – заботящийся о других».

Небольшое различие присутствует в оценках по этой шкале. Дети из неполных семей считают, что  мужчина должен прежде всего заботиться о других (59,2). Можно отметить, что дети из полных семей считают так же, но их оценка ниже (51,1). Вероятно, дети из неполных семей имеют склонность несколько идеализировать мужской образ по показателю заботливости.

Шкала «Грубая  – нежная».

Оценивая женские  личностные особенности, дети из неполных и полных семей почти в равной мере отмечают, что женщина должна быть скорее нежной, нежели грубой. Об этом свидетельствует средняя оценка  той и другой категории детей (53,3 и 53,5).

Шкала «Молчаливая  – разговорчивая» и «Искренняя –  скрытная».

Дети из неполных семей в большей мере считают, что женщина должна быть разговорчивой  и искренней (55,7 и 33,5). У детей из полных семей эти показатели ниже (48,1 и 21,9). Возможно, сталкиваясь с  проблемой одиночества, женщина  из неполной семьи становится более откровенной и искренней с ребенком. Вероятно, она может уделять больше внимания ребенку, больше общаться и разговаривать с ним, поэтому у детей из неполных семей именно такое представление.

Таким образом, оценка личностных особенностей мужчин и женщин детьми из неполных и полных семей различна. Дети из неполных семей в некоторых случаях склонны к более высокой оценке мужских и женских личностных качеств, склонны идеализировать, нежели дети из полных семей.

Информация о работе Гендерные представления младших школьников из неполных семей