Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:31, реферат

Краткое описание

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Оглавление

Категория гендера в современной науке
Проблемы гендерной поэтики
Гендерные стереотипы и их роль в обществе

Файлы: 1 файл

Гендер.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1.  Категория гендера в современной науке
  2. Проблемы гендерной поэтики
  3. Гендерные стереотипы и их роль в обществе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время  входят в число наиболее обсуждаемых  в обществе. Роль мужчины и женщины  в общественной среде сегодня  претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных  социальных психологов, таких как  Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, О.А. Воронина, которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе.

     Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические  различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает  общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в  статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные  роли и отношения. Теория гендера  позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются  мужской и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения  полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и  обретает новые перспективы в  связи с успехами гендерологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАТЕГОРИЯ ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ  НАУКЕ 

     Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

     В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

     Несмотря  на то, что существует огромное количество определений гендера, каждый исследователь  вкладывает в это понятие свой, порой субъективный смысл. Приведем одно из наиболее продуктивных определений: «Гендер — это определенность человека, возникающая в результате социокультурного наполнения полового диморфизма, имеющая систему смыслосодержащих символов, включающая в себя полоролевые  стереотипы, полоролевые нормы и  гендерную идентичность. Это —  определенный тип ментальности и  тип социального поведения» [9]

     Финская исследовательница М. Рюткенен пишет: «Гендер создается в отношении к социокультурной ситуации в обществе,  определяющей одни черты как женственные, а другие как маскулинные: мы социализируемся в женщин и мужчин. Это очень сложный процесс развития человека в члена общества и социокультурной среды, где важную роль играет усвоение ребенком языка». [12]

     Адекватного перевода на русский язык слово «гендер» не имеет, это калька с английского. В английском языке слово «gender»  представлено в нескольких значениях: во-первых, как морфологическая характеристика (грамматический род), во-вторых, как  «пол». В романских языках (испанское  genero, итальянское geпеге и французское genre) «гендер» не имеет никакой связи с обозначением пола человека. Вместо этого используется слово sex (пол). Считается, что термин «гендер» порожден как раз необходимостью разграничения двух понятий – sex (биологический пол – созданный природой) и гендер (как социокультурный пол – смоделированный обществом). [3]

       «Словоупотребление грамматической  категории «гендер» подразумевало  то, что видимые различия личностных  и поведенческих характеристик  мужчин и женщин не связаны  напрямую с действием биологических  факторов, а определяются спецификой  социального взаимодействия». [6]

     Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении  сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

     В общественных науках и, особенно, в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

     Слово «гендер» в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в биологии. [6]

     В странах, где развито документарное  подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.

     Современная социальная наука различает понятия  пол и гендер (gender). Традиционно  первое из них использовалось для  обозначения тех анатомо-физиологических  особенностей людей, на основе которых  человеческие существа определяются как  мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические  особенности) человека считался «фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами». По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому – мужчинам или женщинам – необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

     Помимо  биологических отличий между  людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в  поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

     Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:  

Весь  мир – театр,

В нём  женщины, мужчины – все актёры.

У них  свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль. [16,592]

     В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются  в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных  теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о  том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние  общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. В ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Маргарет Мид в своей книге «Пол и темперамент в трёх примитивных обществах» опровергает убеждение, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей. Наблюдаемые ею женщины и мужчины племени в Новой Гвинее исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам. [10] Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. На основе этого Сандра Бем создаёт концепцию, в основе которой лежит понятие андрогинии. Суть концепции в том, что любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, К. Плек в своих работах стала говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. [17] Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту (например, конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери). Некоторые учёные считают, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

     Многообразие  гендерных ролей в различных  культурах и в разные эпохи  свидетельствует в пользу гипотезы о том, что гендерные роли формируются  культурой. Согласно теории Хофстеда, различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. [17] В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) – имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

     Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон  отметил, что традиционная система  дифференциации половых ролей и  связанных с ними стереотипов  фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами:

     1) женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными;

     2) эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми;

     3) женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. [8]

     Сейчас  практически во всех культурах в  отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения.

     Гендер  создается обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное.

Информация о работе Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении