Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:36, доклад

Краткое описание

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, активизировали проблемы формирования здорового образа жизни личности. Это требует анализа имеющейся теоретической базы по проблеме формирования здорового образа жизни и разработки на ее основе эффективных педагогических условий совершенствования процесса формирования здорового образа жизни личности как одного из главных показателей ее образованности и воспитанности.

Для современных исследований проблемы формирования здорового образа жизни характерен многоплановый подход. Философский и социальный аспект формирования здорового образа жизни детей и молодежи отражены в трудах А. Бойко, Н. Гундарова, В. Крюкова, А. Сахно, Л. Сущенко; медико-биологический аспект разработан в исследованиях М. Амосова, Г. Апанасенко, Н ибо Рысенко, А. Мартыненко. Психолого-педагогический аспект формирования здорового образа жизни дошкольников и школьников рассматривали В. Оржихивська, Э. Булич, Т. Бойченко, С. Плохий, С. Юрочкина, С. Кондратюк, С. Свириденко и др.

Файлы: 1 файл

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.docx

— 22.01 Кб (Скачать)

Формирование здорового  образа жизни детей дошкольного  возраста

Социально-экономические  изменения, происходящие в современном  обществе, активизировали проблемы формирования здорового образа жизни личности. Это требует анализа имеющейся  теоретической базы по проблеме формирования здорового образа жизни и разработки на ее основе эффективных педагогических условий совершенствования процесса формирования здорового образа жизни личности как одного из главных показателей ее образованности и воспитанности. 
 
Для современных исследований проблемы формирования здорового образа жизни характерен многоплановый подход. Философский и социальный аспект формирования здорового образа жизни детей и молодежи отражены в трудах А. Бойко, Н. Гундарова, В. Крюкова, А. Сахно, Л. Сущенко; медико-биологический аспект разработан в исследованиях М. Амосова, Г. Апанасенко, Н ибо Рысенко, А. Мартыненко. Психолого-педагогический аспект формирования здорового образа жизни дошкольников и школьников рассматривали В. Оржихивська, Э. Булич, Т. Бойченко, С. Плохий, С. Юрочкина, С. Кондратюк, С. Свириденко и др. 
 
Важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с самого раннего детства можно привить основные знания, навыки и привычки по здравоохранению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья, это важнейшее время для воспитания здорового образа жизни. Дети до школьного возраста уже способны понимать и осознавать зависимость состояния здоровья от образа жизни. 
 
Результаты анкетирования воспитателей, родителей и некоторые экспериментальные данные свидетельствуют, что у детей дошкольного возраста есть необходимые предпосылки для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Им доступно понимание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому особое значение приобретает целенаправленное воздействие на личность, определение условий, содержания, форм и методов, которые являются действенными в воспитании здорового образа жизни дошкольников.

Однако в научной  литературе недостаточно освещены конкретные технологии осуществления воспитания здорового образа жизни детей дошкольного возраста. 
 
На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей: 
- Во-первых, детям предлагается довольно сложная информация относительно структуры и функций мозга, почек, печени, сердца и т.д.; 
- Во-вторых, формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения ограничивается отдельными мерами, которые проводятся зде большего эпизодически и бессистемно; 
- В-третьих, при проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод; 
- В-четвертых, отсутствие наглядного материала и недостаточное материальное обеспечение; 
- В-пятых, проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе; 
- В-шестых, часто занятия по валеологии не введены в расписание и не интегрируются с другими видами занятий; 
- В-седьмых, в большинстве воспитателей трудности в формировании здорового образа жизни связаны с недостаточным знанием понятийного аппарата валеологии как науки, неадекватным пониманием целей и задач первого звена валеологического образования с подбором и адаптацией валеологического содержания [6]. 
 
Исходя из проблематики, можно обнаружить целый ряд противоречий в формировании здорового образа жизни дошкольников, среди которых - неосознание родителями основных компонентов здорового образа жизни, их недостаточная педагогическая образованность относительно содержания и путей формирования здорового образа жизни маленьких детей, малоэффективная система взаимоотношений, совместных усилий дошкольного учебного учреждения и семьи и педагогического руководства семейным воспитанием. 
 
Одной из причин такого положения на сегодня является, во-первых, недостаточное внимание дошкольной педагогики отношениям между семьей и дошкольным учебным заведением и их общим действиям по формированию здорового образа жизни дошкольника, во-вторых, недостаточно изучается семья как фактор формирования личности , психолого-педагогические условия семейного воспитания, воспитательный потенциал семьи. На практике это проявляется в эпизодической участия семьи в решении воспитательных проблем дошкольного учреждения. 

Родители все  больше полагаются на воспитательную функцию дошкольного учреждения и при неудачах в воспитании детей  прежде предъявляют претензии педагогам, забывая о моральном аспекте  родительского долга в воспитании ребенка и требования Закона "О  дошкольном образовании", в статье 8 которого сказано, что родители несут  ответственность за развитие, воспитание и обучение детей, а также сохранение их жизни и здоровья [2]. Поэтому цель формирования здорового образа жизни ребенка должна быть единая и для семьи, и для дошкольного учреждения как выразителя интересов общества в области воспитания подрастающих поколений. Нужно ориентироваться на воспитательную сотрудничество в этом процессе родителей и педагогов. 
 
Основная задача статьи - осветить организационно-методические аспекты работы с си мьею по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрыть содержание и методические рекомендации организации работы с семьями в условиях валеологизации дошкольного воспитания, формы повышения уровня педагогической грамотности родителей. 
 
При проведении исследования по проблеме формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста мы убедились, что часто семейное воспитание и воспитание детей в дошкольных учебных заведениях существуют как два отдельных звена: дома ребенок иногда достает одни установки, образцы поведения, а в детском саду - другие. Родители хотят видеть своих детей здоровыми, но не всегда понимают зависимость состояния здоровья от образа жизни. Результаты анкетирования показали, что лишь 20% родителей уделяют определенное внимание в семьях формированию здорового образа жизни детей, 30% родителей считают, что пример взрослых в этом вопросе - первооснова, но почти 68% родителей имеют недостаточный уровень педагогической валеологической культуры. 
 
Поэтому нужно глубоко изучать воспитательный потенциал семьи, используя комплекс приемов и методов: наблюдение, беседы, анкетирование. Арсенал приемов и методов изучения воспитательного потенциала семей воспитанников нужно выбирать исходя из конкретных условий изучения семей, помогает научно выявить проблемные ошибки семейного воспитания по формированию здорового образа жизни дошкольников, дать индивидуальные квалифицированные советы родителям. Изучение семьи предполагает глубокий и всесторонний анализ положительных и отрицательных особенностей.

Уровень педагогической валеологической культуры родителей зависит от следующих факторов, как уровень образования, направленность личности, ее индивидуальных особенностей, профессиональных качеств, жизненного опыта и прочего. Важнейшим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность. Это определенная сумма психолого-педагогических, физиологических знаний, а также произведенные в процессе практики навыки и умения по формированию у детей привычки здорового образа жизни. 
 
Система работы по повышению педагогической культуры родителей по основам здорового образа жизни осуществляется через коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы. Сюда входят беседы, консультации, посещение семей, запрошування родителей в дошкольное учреждение, индивидуальные памятки, советы, бюллетени, папки-передвижки, альбомы-эстафеты, родительские собрания, групповые консультации, лектории педагогических знаний, школы молодых родителей, семинары-практикумы, родительские конференции, фестивали, стенгазеты, практические рекомендации для родителей по вопросам здорового образа жизни.  
 
Как же систематизировать эту работу, объединить эти формы в единое целое так, чтобы совместная работа дошкольного учебного заведения и семьи дала плодотворные результаты в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста? Начать работу нужно в самом педагогическом коллективе дошкольного учреждения, потому что роль педагога имеет очень большое значение в формировании здорового образа жизни детей. Собственный пример педагогов будет стимулировать родителей к активизации в решении проблем валеологического воспитания детей. 
 
В повышении педагогической культуры родительской общественности ведущее место должны занимать формы пропаганды здорового образа жизни: организация работы университета валеологического-педагогических знаний, выпуск агитационных и предупредительных плакатов, оформление тематических стендов, работа консультативных пунктов, пресс-конференции, родительские педагогические студии по данной проблематике, родственные мосты, клубы и т.д. 

Практика показывает, что одним из главных путей  повышения взаимодействия дошкольного  учебного заведения и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни  дошкольников. Среди них - функционирование консультативных пунктов по проблеме валеологического воспитания, конференции родителей по обмену опытом по организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания, семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях. 
 
Заседания дискуссионных клубов предусматривают различную тематику и формы работы, среди которых: лекция-консультация "Народная педагогика о здоровом образе жизни", дискуссия "Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей", вечер вопросов и ответов "Методика валеологического воспитания: принципы и подходы ", родительский фестиваль" Здоровая семья - здоровая страна ", круглый стол" Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми ", семейный портрет" Здоровый образ жизни в нашей семье ", беседа" Ответственность родителей за сохранение физического и психического здоровье детей ".  
 
Заслуживают внимания проведения таких оригинальных форм проведения работы с семьями, как педагогический десант, когда педагоги выступают перед родителями на предприятиях, организациях, где работают родители, устраивают выставки, выпуски специальных стенгазет. Уместным является проведение такой формы работы, как "Дерево рода", где встречаются поколения, обсуждаются подходы к укреплению здоровья детей, обращение к народной педагогики. 
Эффективна такая форма работы, как встреча в семейном кругу, где осуществляется индивидуальная помощь семьям через консультации валеологического направления, показ, встреча с врачами, психологом.  
 
В системе педагогического всеобуча желательно использовать педагогические задачи и задания для родителей, имеющих валеологический содержание. Эти задачи могут быть логичными, главная цель которых заключается в стимулировании активности родителей к самостоятельного приобретения педагогических валеологических знаний, умений, осмыслении важных положений педагогической валеологии, воспитание детей в семье. Логические задачи помогают анализировать, сопоставлять с практической деятельностью воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении, делать выводы, замечать перспективы и пути улучшения валеологического воспитания. 

Практические задания  помогают родителям формировать  и развивать педагогические умения и навыки, применять их в конкретных ситуациях воспитания детей в  семье. Это могут быть исследования конкретных условий воспитания детей, изучение причин недостатков в воспитании и разработка на этой основе меры по совершенствованию учебно-воспитательного  процесса в семье и дошкольном учебном заведении. Учебные задачи широко используются педагогами в системе  родительского всеобщего обучения. Выполняя такие задачи, родители индивидуально  или коллективно анализируют  литературу по вопросам формирования здорового образа жизни детей, обсуждают  педагогические ситуации, предлагают пути и способы улучшения валеологического воспитания детей [3]. 
 
Систематизировав и объединив формы работы педагогического коллектива дошкольного учебного заведения и семьи, мы убедились, что нет такой части педагогического процесса, в которую нельзя было бы включить валеологический содержание. Валеология расширяет, разнообразит формы и методы технологии педагогического процесса и семейного воспитания, позволяет широко использовать игры, физические упражнения, интересные интеллектуальные задачи, проводить прогулки, гигиенические процедуры, занятия. 
 
Однако это вовсе не означает, что родители дома, со дня на день, каждый час должны объяснять детям валеологические знания. Надо остерегаться потери детьми интереса к валеологических знаний за перегрузки их недоступной информации, отсутствии на практике убеждение важности полученных знаний для саморазвития и самосовершенствования. 
 
Очень важно, чтобы каждое сообщение валеологического содержания было открытием для ребенка, чудом, ранее неизвестным ей, звало к самоанализу, дальнейшего развития. Только в этом случае можно достичь положительного результата, выработать у малышей четкое и постоянное желание быть здоровыми, ловкими, бодрыми, веселыми, сделать здоровье предметом постоянной заботы ребенка, а не только родителей. Ребенок учится анализировать каждое явление, действие с точки зрения полезности или вредности, учится ценить жизнь и здоровье что и является основной задачей дошкольного учебного заведения и семьи.  
 
Эффективность формирования здорового образа жизни дошкольников зависит от многих факторов: целенаправленной дея тельности педагогов на формирование уровня педагогического валеологической культуры семьи, единства педагогического воздействия дошкольного учебного заведения и семьи в воспитании здорового образа жизни, обновления валеологического содержания работы с родителями и форм их педагогического образования.


Информация о работе Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста