Войти    Поиск   Связаться с нами

Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения

Дата: 13 Декабря 2010 в 01:51
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: практическая работа
Скачать в ZIP (25.51 Кб)
Файлы: 1 файл
практич №1.doc (99.50 Кб)   —   ОткрытьСкачать

Резвина Евгения ФЛ-882

Практическая  работа № 1 

Тема: «Формальное и  неформальное общение. Мужской и женский  стили общения» 

Цель: рассмотреть отличия в формальном и неформальном общении, сформулировать представление о формах и способах доверчивого общения, раскрыть основные отличия мужского и женского стилей общения в управлении» 

1. Функции формального и неформального общения 

     Существуют  разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов "формальное/неформальное общение", в отличие от обозначений "официальное" и "неофициальное", поскольку официальные отношения "руководитель- подчиненный" могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

     Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение  протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на "ты".

     Неформальное  межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

     В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального  межличностного общения, богатство  их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший  климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья. 

     Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

- организация  совместной деятельности;

- познание  людьми друг друга;

- формирование  и развитие межличностных отношений.

2. Стадии доверчивого общения, его роль

 

  Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

  Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между  людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

  Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании  учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

  Высокий уровень доверия между членами  группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности  и функционирования; в этих условиях возникают:

  • открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
  • более корректная постановка целей и задач;
  • большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;
  • более высокая мотивация деятельности.

  Тактическая цель межличностного доверительного общения  – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

  Первая  стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

  Контактное  межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ  другого человека, приобретающий  установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

  В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей  формируется гармоничный образ  воспринимаемого человека, в котором  элементы физического облика выступают  как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

  Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

  Вторая  стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

    а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);

    б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);

    в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).

  В индивидуальных контактах эти подстадии  могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность  вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

  Третья  стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

  Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и  психологический механизм формирования отношений.

  Межличностное неформальное общение выполняет  важные функции, которые различаются  по результату, но по смыслу и по своим  механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим  образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

  Существуют  специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его  стадиях. В стадии установления первого  контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную  психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений. 

3. Описать виды псевдодоверия 

  Существует  целый ряд отношений между  людьми, лишь внешне напоминающих доверительные  отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк.

  Виды  псевдодоверия:

  а) Отчаяние. Доверие от отчаяния – это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.

  б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия.

  в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивности – нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.

  г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях.

  д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор.

  е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать. 

4. Дать понятие психологической близости, аттракции 

  Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта.

  «психологическая  близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

  «близость с другим человеком – это общность идей, привычек, норм, ценностей, характера, склада мышления».

  «Психологическая  близость – это труднообъяснимое явление. Внешне это иногда выглядит без чрезмерной аффектации, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны, так как нет нужды их демонстрировать (объект знает о них, вы уверены в нем и в его отношении к вам, а от окружающих, может быть, эти отношения стоит несколько поберечь). Субъективно же – это какая-то взаимная открытость друг другу, уверенность друг в друге, настроенность друг на друга, на проблемы другого, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда близкие люди выглядят как заговорщики, так как понимают друг друга по намекам и без слов, обмениваются взглядами, жестами, паузами (много невербальных средств коммуникации). Вербальное общение свернуто, так как нет нужды, во-первых, долго разъяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесами. Демонстрация близких отношений ускоряет разрыв, означает их нарушенность».

  Были  выделены в суждениях следующие компоненты психологической близости:

  1. Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова).
  2. Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение).
  3. Эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение состояния другого человека).
  4. Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь).
  5. Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).

  На  отношения со сверстниками оказывает  влияние степень близости между  ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля. Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек. Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков – большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями.

Краткое описание
Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов "формальное/неформальное общение", в отличие от обозначений "официальное" и "неофициальное", поскольку официальные отношения "руководитель- подчиненный" могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.
Оглавление
содержание отсутствует