Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ 11
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду 34
2.3 Результаты исследования и их анализ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

курсовая посл версия (Восстановлен).docx

— 109.58 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 6

1.1  Понятие о конфликте, его характеристика  и причины возникновения в  исследованиях педагогов и психологов 6

1.2  Детские конфликты и их логико-структурный  анализ 11

1.3 Особенности проявления конфликтного  поведения у детей старшего  дошкольного возраста 17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22

ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 23

2.1 Выявление уровня конфликтного  поведения у детей старшего  дошкольного возраста 23

2.2 Создание условий предупреждения  конфликтного поведения старших  дошкольников в детском саду 34

2.3 Результаты исследования и их  анализ 42

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общение является необходимым  условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений.

В дошкольном детстве складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников ситуации развития. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях приобретает первостепенное значение.

В дошкольном возрасте начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений.

Опасность заключается и  в том, что появившиеся у ребенка  отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определят все дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

К проблеме детских конфликтов, отклоняющимся формам поведения  в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский и другие.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы предупреждения конфликтного поведения  у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: как можно эффективно осуществлять предупреждение конфликтного поведения в дошкольном возрасте?

Исходя из вышеизложенного, мы определили объект, предмет и цель исследования.

Объект исследования: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей  старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к  числу условий, повышающих эффективность  данного процесса, мы относим:

- использование в работе с  детьми комплекса игр, направленных  на формирование сплоченности  и сотрудничества, обучение эффективным  способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;

- обыгрывание с детьми конфликтных  ситуаций и моделирование выхода из них;

Задачи исследования:

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте.
    2. Выявить уровень конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников.

База исследования: МАДОУ  ЦРР № 17 «Семицветик», г. Челябинск. В исследовании принимали участие 20 дошкольников,  в возрасте 5-6 лет.

Практическая значимость исследования заключается в возможности  организации обоснованных нами педагогических условий педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений при решении задач по предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы. 
           ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1  Понятие  о конфликте, его характеристика  и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов

В психолого-педагогической науке  существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Наряду с накоплением экспериментального материала, в настоящее время  идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и проблема определения понятия конфликта. Понятие конфликта часто употребляется в философской и психологической литературе, и трактуется оно достаточно широко. В психологии пока нет общепризнанного, определения конфликтов, их классификации. Само слово конфликт означает столкновение. Вопрос: «Что именно сталкивается?» разными авторами решается совершенно по-разному, в зависимости, прежде всего, от методологической ориентации исследователя. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, в том числе те из них, которые приводят к конфликтам [10].

Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействий, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [8].

Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу  их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности людей и разрешение которых выводит группу на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между ними нет.

Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. А.А. Бодалев утверждает, что конфликт в целом вызывается тремя группами причин, обусловленных:

    • трудовым процессом;
    • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть симпатиями и антипатиями, действиями руководителя;
    • личностным своеобразием членов группы [3].

По мнению Е. Мелибурды, поведение  человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов:

    • активность восприятия конфликта;
    • открытость и эффективность общения, готовность к обсуждению проблемы;
    • способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
    • адекватная самооценка своих возможностей;
    • стремление доминировать;
    • консерватизм мышления, взглядов;
    • принципиальность и прямолинейность высказываний;
    • набор эмоциональных качеств личности.

Причины, вызывающие конфликты, так  же разнообразны, как и сами конфликты. По источникам и причинам возникновения  конфликты делят на объективные  и субъективные. К объективным  факторам относятся естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтно - устойчивость, плохое развитие эмпатии и т.д.

В основе любого конфликта лежит  конфликтная ситуация - скрытое или  открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме), не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту [24].

Для возникновения конфликта необходим  инцидент - это практические конфликтные действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

В динамике развития конфликта существует ряд стадий: предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) информационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку; д) стиль организации жизни и управления коллективом.

Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или  отдельных людей. Оно возможно в  трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая  установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к «атаке» или к «отступлению» от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения.

Стадия осознания конфликта - конфликтующие  стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих  отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

В педагогической психологии выделяют понятие педагогический конфликт - это конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия, жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между педагогом и ребенком выделяются следующие конфликты:

    • деятельности, возникающие по поводу успеваемости ребенка, выполнения им внеучебных заданий;
    • поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения правил поведения в детском саду и вне его;
    • отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений детей и педагогов.

Информация о работе Детские конфликты и пути их решения в старшем дошкольном возрасте