Деловые игры в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:26, статья

Краткое описание

В рамках данной статьи остановимся на одном из возможных методов, направленных на формирование толерантности школьников.

Файлы: 1 файл

Деловые игры в учебном процессе как.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В последние  годы в Российской Федерации на разных уровнях активно обсуждается тема толерантности. Однозначного определения понятия «толерантность» нет: к нему относят и способность выносить стрессовые нагрузки, и переносимость организмом лекарств, и установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, а также ценностей другого человека. Ее рассматривают как «...признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения и позиции»[2,с.15].

В философской  литературе понятие «толерантность»  представляется многозначной. Так, В.А. Лекторский предлагает следующие возможные модели толерантности. Первая модель толерантности – «Толерантность как безразличие» (проявление безразличия к различным взглядам, нечувствительность к различиям). Вторая модель – «Толерантность как невозможность взаимопонимания» (религиозные, специфические ценности): толерантность здесь выступает как уважение к другому, но вместе с тем как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать. Третья модель – «Толерантность как снисхождение» (снисхождение к слабости других, презрения к ним). Четвертая модель – «Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» [1].

Но независимо от различного понимания этого термина  большинство авторов отмечают, что  толерантность раскрывается через  отношения, которые складываются между вступающими в контакт, а также его личностными особенностями,  детерминирующими качество отношений.

В ракурсе психолого-педагогических задач особое место отводится  задаче толерантности воспитанников  школы. «Педагогика сотрудничества» и «Толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Каждый ребенок, обучающийся  в образовательном учреждении должен прекрасно понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно по отношению к другим. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Опираясь на «Декларацию принципов  толерантности UNESCO, 1995» важно подчеркнуть, что образовательная деятельность является одним из главных средств развития толерантности в обществе.

В рамках данной статьи остановимся  на одном из возможных методов, направленных на формирование толерантности школьников.

Делова игра (ДИ) – сложное многоплановое явление. Модель взаимодействия людей в процессе достижения целей разного характера: учебных, социально-экономических, политических, личностных.  Имитирующая те или иные практические ситуации, как одно из средств активизации накопленного знания и опыта.

Компоненты присущие ДИ могут быть реализованы в процессе ее подготовки и проведения:

  1. Информационно-когнитивный (культура коммуникаций в учреждении – вербальная и не вербальная, наличие и пользование информационными ресурсами и другие).
  2. Социально регулирующий компонент (ценности, смыслы, нормы поведения, система мотивации и организации труда, способы принятия важнейших решений, система санкций, наказаний, способы поощрений и оценивания достижений деятельности всех субъектов учреждения, способы осуществления контроля).
  3. Психолого-коммуникативная составляющая (лидерство; самоуправление; возникновение сообщества, проявление взаимопомощи; признание, принятие, обретение членами групп чувства «мы», удовлетворенность пребыванием в данном учреждении; психологический климат в коллективе; традиции организации, ритуалы, и др.).
  4. Перспективно-проектировочная составляющая (особенности социальной рефлексии субъектов  управления, их способность к проектированию будущего облика учреждения) [3].

Все эти компоненты являются основным фундаментом для работы с детьми, как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы, класса.

Возможная тематика ДИ со школьниками: Гармонизация межнациональных отношений и профилактика межэтнических конфликтов; Поведение в эпицентре межэтнического конфликта; Проблема толерантности в сфере межэтнических взаимодействий, роль в ее формировании средств массовой информации; Культура межэтнических отношений: уважение к традициям, обычаям других народов; Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания; Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов.

Кроме этого, ДИ дает хорошую  основу для педагогического общения  учителя, психолога с учеником, сущность которого сводится к самовыражению каждого учащегося, исключая боязни непринятия, неправильного ответа и т.д.

Таким образом, ДИ будет способствовать формированию системности знаний о способах эффективного общения и взаимодействия, умению и  навыкам поведения, саморегуляции и толерантного отношения при взаимодействии с другими людьми.

 

Список использованной литературы

  1. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме //Вопросы философии.- 1997. - №11. - С. 46-54.
  2. Солдатова Г.У. Введение. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив / Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. -С. 5-18.
  3. Чиркова Т.И., Елисеева Е.Ю. Деловая игра как зачетная форма в процессе профессиональной подготовки психологов. Учебно-методическое пособие к курсу «Социальная психология управления» - Н.Новгород, НГПУ , 2010, - 103 с.

Информация о работе Деловые игры в учебном процессе