Биологическое и социальное в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:23, доклад

Краткое описание

Казалось бы, никакой проблемы, заслуживающей серьезного разговора, тут нет. Казалось бы, все просто – человек, с одной стороны, представляет собою биологический организм, особь вида Гомо Сапиенс, а с другой – всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, стало быть – как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы. Чтобы понять это обстоятельство, не нужно быть ни философом, ни врачом. Это так же очевидно, как и тот факт, что Волга впадает в Каспийское море.ого класса, профессии, той или иной социальной группы.

Файлы: 1 файл

Биологическое и социальное в человеке.docx

— 20.42 Кб (Скачать)

Биологическое и социальное в человеке

 

Казалось  бы, никакой проблемы, заслуживающей  серьезного разговора, тут нет. Казалось бы, все просто – человек, с одной  стороны, представляет собою биологический  организм, особь вида Гомо Сапиенс, а с другой – всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, стало быть – как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы. Чтобы понять это обстоятельство, не нужно быть ни философом, ни врачом. Это так же очевидно, как и тот факт, что Волга впадает в Каспийское море.

Почему  же в науке на протяжении столетий вновь и вновь возникает такой  вопрос, почему снова и снова вспыхивают споры по поводу того, в каком  именно отношении находятся между  собою эти две стороны, эти  два, так сказать, аспекта жизнедеятельности  человеческого существа? Не есть ли этот спор надуманный и не имеющий  никакого отношения к реальной проблематике, в тиски которой человек оказывается  то и дело зажат?

По-видимому, нет. И проблема возникает именно потому, что человек – это не «с одной стороны – социальное, а с другой – биологическое  существо», которое можно расчленить – хотя бы мысленно – на эти две  стороны, а существо в буквальном смысле слова диалектическое.

Это значит, что любое социальное отправление, любое действие, любое проявление социальной жизни в человеке обеспечиваются биологическими механизмами, прежде всего  – механизмами нервной системы. С другой же стороны, все биологические  функции организма человека до такой  степени подчинены выполнению его  социальных функций, что вся биология становится здесь лишь формой проявления совсем иного по природе начала.

Поэтому тут  всегда и возникает возможность  двух полярных толкований любого конкретного, любого частного случая. А именно –  можно биологические функции  организма рассматривать как  форму проявления социальных, исторически  определенных функций данного индивида, а можно – как раз наоборот – рассматривать социальные функции  как форму проявления естественно-природных, «родовых» особенностей человеческого  организма, как лишь внешнюю форму  обнаружения органически встроенных в этот организм функций.

С чисто  логической, с формально-логической точки зрения оба подхода одинаково  правомерны. Поэтому и получаются две встречных, прямо обратных логики рассмотрения одного и того же факта. И вот эта возможность мыслить один и тот же факт на взаимно обратных путях и создает возможность возникновения тут спора уже не формального.

Стоимость – конкретная форма проявления абстракта, потребительская стоимость – лишь форма воплощения меновой. И не наоборот.

Вопрос  возникает, как правило, там, где  люди встречаются с той или  иной аномалией, с более или менее резким нарушением обычного, «нормального» хода человеческой жизнедеятельности и начинают задумываться над причинами этой аномалии, этого нарушения нормы. Где искать эту причину, нарушающую нормальный, привычный ход жизнедеятельности, чтобы ее устранить? Речь идет, разумеется, не о единичных случаях, но о таких случаях, которые почему-то имеют тенденцию становиться типичными, массовыми, и потому требуют некоторого общего решения. Я имею в виду, например, такие факты, как снижение рождаемости или увеличение процента смертности, рост или падение числа определенных заболеваний, или, например, статистика преступности. В общем – любые общезначимые неприятности.

Здесь-то всегда и возникала возможность истолковывать  чисто социальные по своему происхождению  феномены естественно-природными причинами, выводить, так сказать, социальное из биологического и, шире говоря, вообще из естественно-природного, лечить социальные болезни медицинскими мерами, а органические заболевания врачевать мерами социального  обеспечения.

Гильотен – врач и химикофармацевт.

Этот ход  мысли, который в известных условиях и для известных категорий  лиц становится заманчивым, в истории  теоретической культуры наблюдается  постоянно и давно откристаллизовался в целое мировоззрение. Его можно  обозначить как натуралистическое воззрение на человека, на его жизнедеятельность.

Хрестоматийным  примером – для нас смешным, а  в свое время вовсе не смешным, – может служить хотя бы тезис  Аристотеля, согласно которому одни индивиды от природы являются рабами, а другие – их господами. И самое интересное тут в том, что тезис этот возник именно тогда, когда классическое античное общество начало вступать в фазу своего заката, своего разложения. Тезис этот возник именно как теоретическое  обоснование обороны, охраны разваливающейся  социальной организации, как контртезис требованиям какого-то иного способа организации жизни, которые уже начинали смутно бродить во многих головах.

Но натуралистическое  объяснение известных социальных феноменов  может иметь и не только охранительный, a и разрушительный характер и направленность. Например, французская буржуазия в 1789 году поднялась на революцию во имя так называемой «природы человека», объявив сословно-феодальный строй – «неестественным», противоречащим «природе», естественноприродной организации человеческого существа. Так, естественным было объявлено право частной собственности, свободы частной собственности.

Так что  за натуралистической иллюзией может  крыться как консервативная и  реакционная, так и прогрессивная, даже революционная по своему объективному смыслу концепция. Тем не менее в обоих случаях эта иллюзия остается иллюзией, в которую могут впадать даже очень прогрессивно настроенные люди.

Материалистическая  философия, будучи принципиальным противником  любых иллюзий, не делает исключения и для этой иллюзии, которая склонна  оживать в самых неожиданных  формах.

Марксизму пришлось столкнуться с нею уже  при самом своем рождении, в  ходе полемики с революционно настроенными левогегельянцами. Маркс и Энгельс показали в «Немецкой идеологии» все коварство этой теоретической иллюзии, которая приводила к тому, что радикальные левогегельянцы – Бауэры и Штирнер – несмотря на все свои искренне революционные настроения и фразы, в действительности – неведомо для себя самих – оказывались теоретическими апологетами существующего порядка вещей 1.

Маркс и  Энгельс всегда категорически выступали  против всех оттенков натуралистического истолкования человеческой жизнедеятельности, даже в том случае, когда эта  натуралистическая концепция сочеталась с политически прогрессивными намерениями, понимая, что эта иллюзия, в силу того, что это именно иллюзия, а  не научно-материалистическое объяснение, рано или поздно приведет этих людей  и к политически ложным и вредным  решениям, что рано или поздно они, несмотря на все свои субъективно-революционные настроения, станут на охранительные позиции по отношению к существующему порядку вещей – к тому самому порядку, который им кажется ненормальным. С большинством левогегельянцев так и случилось.

Натуралистическое объяснение основных, массовых бед  и ненормальностей нашего столетия сплошь и рядом оказывается очень  подходящей формой мышления для антикоммунизма. В качестве крайнего, предельного случая этого рода, в котором коварство натуралистического объяснения выступает особенно отчетливо, можно рассмотреть концепцию Артура Кестлера – теоретика очень и очень на Западе популярного.

Позицию подлинного материализма, сформулированную Марксом, Энгельсом и Лениным, в общем  и целом можно охарактеризовать кратко так:

Все человеческое в человеке – то есть все то, что специфически отличает человека от животного – представляет собою на 100 % – не на 90 и даже не 99 – результат социального развития человеческого общества, и любая способность индивида есть индивидуально осуществляемая функция социального, а не естественно-природного организма, хотя, разумеется, и осуществляемая всегда естественноприродными, биологически-врожденными органами человеческого тела, в частности – мозгом.

Такая позиция  многим кажется несколько крайней, преувеличенно заостренной. Некоторых  товарищей пугает опасение, что такая  теоретическая позиция может  повести на практике к недооценке биологических, генетически-врожденных особенностей индивидов, даже к нивелировке  и стандартизации. Эти опасения, мне кажется, напрасны. Мне кажется, наоборот, всякая – даже малейшая –  уступка натуралистической иллюзии  в объяснении человеческой психики  и человеческой жизнедеятельности  рано или поздно приведет теоретика, эту уступку сделавшего, к сдаче  всех материалистических позиций, к  полной капитуляции перед теориями типа кестлеровской. Здесь – «коготок увяз – всей птичке пропасть». Ибо начинается с рассуждений о генетическом (то есть естественноприродном) происхождении индивидуальных оттенков в составе тех или иных человеческих способностей, а кончается всегда выводом о естественноприродной врожденности самих этих способностей по их составу, а опосредованно – через натуралистическое объяснение этих способностей – к увековечиванию (сначала в фантазии, а затем и в практике) наличного, на сегодняшний день сложившегося, то есть исторически унаследованного способа разделения труда между людьми.

Это получается всегда, когда чисто физические показатели человеческого организма (например, рост, цвет волос или глаз) делается для теоретика «моделью», по которой  он начинает понимать и психические  показатели, такие, как степень умственной одаренности или художественного  таланта.

Эта логика неумолимо ведет к тому, что  талант (как и его полюс –  идиотизм) начинает казаться отклонением от нормы, редким исключением, а «нормой» начинает казаться посредственность, отсутствие способности к творчеству, склонность к нетворческому, пассивному, чисто исполнительскому труду.

И здесь  мне кажется долгом марксиста категорически возражать такому объяснению психических различий. Мне кажется гораздо более верным – и теоретически и практически – утверждать, что «нормой» для человека является как раз талант и что, объявляя талант редкостью, уклонением от нормы, мы просто-напросто взваливаем на матушку-природу нашу собственную вину, нашу собственную неспособность создать для каждого нормального в медицинском отношении индивида все внешние условия его развития до самого высокого уровня талантливости.

Поэтому-то мне и кажутся не только нелепыми, но и вредными рассуждения о генетической заданности умственных способностей человека. Ибо практическим выводом из этих рассуждений всегда оказывается ложная стратегия в деле сотрудничества педагога и врача, в деле налаживания этого сотрудничества, которое столь необходимо, когда речь идет о задаче всестороннего развития каждого человека, то есть основной задачи коммунистического преобразования.

Ведь стоит взвалить на матушку-природу, на органику человеческого тела вину за то, что школа наша выпускает  довольно значительный процент бездарных  людей и недостаточный процент  людей талантливых, как задача перестройки  школы и вообще всех условий развития человека автоматически подменяется  задачей перестройки органики, структуры  мозга и нервной системы индивидов. Отсюда задачу врача и медицины вообще начинают видеть не в охране и восстановлении биологической нормы работы организма человека, а в утопической затее перестройки этой нормы. Либо врача толкают на недостойную роль апологета всех недостатков нашей школы и нашего воспитания. Сначала сделают ребенка невротиком и даже психопатом, а потом посылают его к неврологу, который, естественно, фиксирует невроз. И получается заколдованный круг, где причину всегда легко выдать за следствие.

Таким образом, проблема отношения биологического и социального в человеческой жизнедеятельности и психике  – это проблема не надуманная, а  жизненная, и врач, так же, как  и педагог, должен быть знаком с общетеоретическим  решением этой проблемы в философии  марксизма-ленинизма, чтобы делать поменьше ошибок в частных, в конкретных случаях, с которыми он сталкивается.


Информация о работе Биологическое и социальное в человеке