Биологические факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Предмет: процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Задачи: определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;.

Оглавление

Закономерности развития личности. Общая характеристика;
Условия и факторы формирования личности;
Влияние наследственности на развитие личности;
Гендерные особенности развития;
Краткие выводы по теме;
Библиография.

Файлы: 1 файл

Биологические факторы развития личности.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задаткам и, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в избранной области деятельности. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие.  
Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой он активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот известный российский генетик Н.П. Дубинин.  
Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением советской педагогики долгое время было утверждение о том, что эти качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. 
Вместе с тем в западной педагогике распространено утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (Павлов И.П.), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так делается вывод, что и поведение животных и человеческое поведение, в ряде случаев инстинктивно, рефлекторно, основывается не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Многие отечественные ученые в последнее время все более определенно поддерживают мнение о генной обусловленности социального поведения.

    Человек  как биологический вид подвергается  очень незначительным изменениям  за всю известную людям историю  своего развития. Это еще одно  веское доказательство неизменности  человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки - благо или зло, к чему они могут привести сейчас трудно предположить.  
Почему одни люди свершают преступления, а другие нет? Этот вопрос давно волнует человечество. Еще в 70—х гг. ХIХ в. врач одной из итальянских тюрем Чезаре Ломброзо на основе своих исследований заявил, что преступниками не становятся, а рождаются. Неблагоприятная наследственность — вот основная причина преступного поведения. Прирожденного преступника легко отличить от остальных людей уже по внешнему виду. У него сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей и т.п. Люди с преступными наклонностями не чувствительны к боли, у них чрезвычайно острое зрение, они ленивы, склонны к оргиям, их неодолимо влечет к совершению зла ради самого зла. Им присуще желание не только лишить жизни свою жертву, но и изуродовать труп, терзать тело жертвы, упиться ее кровью.  
Ч. Ломброзо разработал детальную таблицу признаков "врожденного преступника", которую настоятельно советовал использовать. Путем обследований и измерений физических особенностей подозреваемых решается, с прирожденным преступником или нет столкнулось правосудие. Прирожденного преступника следует "измерить, взвесить и повесить", остальных можно перевоспитывать. 
Основой теории Ломброзо послужило положение о том, что в сфере социальной жизни, как и в природе, действует принцип "выживания наиболее приспособленных". Если он вереи, то значит, общество бессильно искоренить преступность. Оно не в состоянии повлиять на генную наследственность преступника и изменить его поведение. Между

тем успехи генной инженерии уже позволяют исправлять  
некоторые нарушения в генной программе человека, но дойдет ли дело до реконструкции "генов преступности", пока неизвестно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Гендерные особенности  развития. 
Зависят ли развитие, воспитание, формирование людей  
от пола? Одинаково ли развиваются девочки и мальчики?  
Нужно ли их учить и готовить к жизни по однотипным программам? Ответы на эти вопросы в педагогике известны. Сегодня женщины в Европе имеют одинаковые с мужчинами права и свободы, поэтому любые не то что действия, даже разговоры на тему дифференциации развития по половому признаку могут быть расценены как дискриминационные со всеми вытекающими последствиями. До сих пор многие считают, что гендерные различия в развитии и формировании если и имеются, то совсем незначительные, и в практическом процессе на них не следует обращать внимания.  
В 1980-х гг. гендерные различия привлекали внимание генетиков, психологов, философов, социологов, но почти не интересовали педагогов. В пылу дискуссий о проблемах качества образования и воспитания, его содержания, технологий, оценки качества забыли об ученике как существе определенного пола. Между тем, различий между полами достаточно. Об этом свидетельствуют работы Ж.Пиарже, К.Хорни, Л.Виткин, И.С. Кона, Н.Ю. Ерофеевой и многих других исследователей.

   Сегодня педагоги большинства цивилизованных стран не сомневаются в том, что  мальчиков и девочек, юношей и  девушек необходимо воспитывать  по-разному, потому что в жизни  им придется выполнять неодинаковые роли.

   Подробно  изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие  различия мужчин и женщин. Опираясь на результаты многочисленных исследований, сегодня можно создать полные и подробные портреты мужчин и  женщин во все периоды их развития и формирования, посмотреть, насколько целесообразны, оправданным и соответствующим природе является предложенное нашей «бесполой» школой педагогическое влияние.

   Общие видовые характеристики.

    • Генетические программы мужчины и женщины отличаются между собой. Очевидные физиологические различие обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов.
    • Зрение. Женщины ярче воспринимают цвета. Женский глаз по сравнению с мужским имеет большую площадь белка, что обеспечивает ему большую возможность воспринимать и отправлять сигналы. Женщины способны охватить взглядом сектор в 45° со всех сторон: слева, справа, вверху, внизу. У мужчин «туннельное» зрение, объясняющее их способность четко и ясно видеть то, что расположено перед ними. В связи с этим проводить наглядное обучение мальчиков и девочек с помощью одинаковых средств нерационально.
    • Слух. Программы слуха у женщин функционируют лучше, чем у мужчин, и настроены на восприятие высоких частот. Однако мужчины могут безошибочно определить, откуда доносится звук. Женский мозг обладает способностью классифицировать звуки и принимать решение относительно каждого из них, поэтому женщины могут одновременно слышать звуки своих детей, разговаривать между собой, варить обед и следить за передачей по телевизору. Девочки в классах могут выполнять несколько работ одновременно.
    • Осязание. С момента рождения девочки гораздо более чувствительны к прикосновениям, чем мальчики. Чувствительность кожи взрослой женщины в десять раз превышает чувствительность кожи мужчины!
    • Обоняние. Женщина может протестировать состояние иммунной системы мужчины в течении трех секунд после встречи с ним. Ее нос определяет наличие феромонов (половых гормонов) и особый мужской запах. Тогда возникает закономерный вопрос: стоит ли воспитывать в классах общие для мальчиков и девочек эстетические понятия и чувства о красивом и безобразном, приятном и неприятном?
    • Мозг. Мозг мужчины на 200-350 граммов тяжелее женского. В мужском мозге содержится в среднем на 4 млн. больше мозговых клеток. Однако тесты IQ показывают, что мужчина и женщина имеют примерно одинаковый средний балл интеллекта – около 120. степень умственной одаренности у женщин примерно на 3% выше, чем у мужчин. Этот признак указывает на то, что темпы усвоения различных наук и разделов программы мальчиками и девочками могут существенно различаться.
    • От 15 до 20% мужчин имеют феминизированный мозг. У 10% женщин мужской склад ума.
    • В мозге мужчины правое и левое полушария отвечают за различные, четко определенные функции. У женщин разница между полушариями выражена не столь однозначно, их функции менее дифференцированы. Вывод: общее обучение юношей и девушек по правополушарному способу противоречат законам природы.
    • Женский мозг в некоторых участках (отвечающих за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предположить, что у женщин лучше происходит синтез информации. Синтез лежит в основе интуиции, анализ – в основе логики. Женщины наделены тонко интуицией. По выражению лица другого человека они способны более точно, чем мужчины, угадать его настроение. Они замечают более десяти различных эмоциональных состояний собеседника, таких как стыд, страх, отвращение.
    • На генетическом уровне мужчины имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и слуховых образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формировать отвлеченные понятия. Таким образом, «мужские» программы подготовки должны быть более рациональными, строгими и краткими, чем «женские».
    • На генетическом уровне женщины имеют более развитое левое полушарие, отвечающее за образное восприятие, обеспечивающее регуляцию речи, письма, счета, интуитивного мышления. «Женские» программы школьного образования должны быть более эмоциональны, чем «мужские».
    • У мужчин программа «язык» и программа «эмоции» не находятся в постоянной зависимости между собой, включение одной не тянет автоматически активизацию другой, как у женщин. Это позволяет мужчинам разделять профессиональную деятельность и сферу чувств.
    • Мужские программы поведения в большей степени снабжены «оперативно-практической» информацией. Они настроены на достижение цели, построение карьеры, завоевание социального статуса, власти.
    • В программе жизни женщины больше места отводится родовой, «консервативно» памяти, домашнему очагу, общению, любви и гармонии в семье.
    • Генетические программы в части продолжительности жизни мужчины и женщины идентичны. Различная средняя длительность их жизни обусловлена условиями и способом жизни.
    • Назначение мужчины – обеспечить пространство и условия для жизни. Поэтому мужчины агрессивны, в их организме содержится больше веществ, вызывающих гнев.
    • Женщины более чувствительны к боли, но и более терпеливы.
    • У женщин ярче выражена социальная ориентация.
    • Мужчины более склонны к обособлению.
    • Женский организм требует сна в среднем на 1 час больше, чем мужской.
    • Мужской мозг, в отличие от женского, не настроен на то, чтобы замечать детали и анализировать визуальные сигналы. Поэтому обучение математике мальчиков и девочек должно строиться различным образом.
    • Мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве.
    • У женщин более ловкие руки, больше скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи.
    • У женщин более тонкий музыкальный слух, они значительно реже фальшивят, воспроизводя мелодию. Их превосходство достигает соотношения 6:1 по сравнению с мужчинами. 
      На школьном этапе развития:
    • Девочки втрое больше вопросов, чем мальчики.
    • Девочки школьного возраста растут быстрее мальчиков.
    • Физиологически девочки созревают примерно на три года раньше мальчиков.
    • Юноши отличаются повышенной вспыльчивостью.
    • Иностранные языки школьницы усваивают лучше – быстрее, качественнее, легче, поэтому обучение языкам следует дифференцировать.
    • Школьницы чаще извиняются и пространно объясняются, не заканчивая начатой мысли.
    • Девочки предпочитают не говорить о своих желаниях прямо и легче идут на компромисс; мальчики в своих суждениях более решительны и чаще занимают однозначную позицию.
    • При решении задач мальчики предпочитают качество, а  девочки -  количество.
    • Мальчики более склонны к предметно-инструментальной деятельности и легче овладевают навыками работы с различными веществами, инструментами и материалами.
    • Девочки предпочитают работать с вербальной (словесной) информацией, достигают при этом более высоких результатов, чем мальчики.
    • Девочки более склонны к изучению гуманитарных предметов, мальчики – естественных. Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения помогут полнее учесть эти особенности без нарушения устоявшегося порядка.
    • Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности. Они предпочитают решать проблему, а не действовать по шаблону.
    • Девочки отдают предпочтение готовым алгоритмам, табличным способам получения результата. Отсюда следует, что «мужские» и «женские» курсы математики, физики, биологии,. Языков более уместны, нежели специализированные курсы для математиков и гуманитариев.
    • Юноши больше философствуют, отдают предпочтение логике.
    • Девушкам больше нравится психология, литература.
    • Мальчики предпочитают диалог, дискуссию.
    • Девочки склонны к монологам, предпочитают слышать и выражать себя.
    • Мальчики предпочитают область возможного – отсюда интерес к виртуальности и компьютерным технологиям, к фантастике.
    • Девочки более рациональны и прагматичны. На свой выбор (предмета изучения, компьютера и т.д.) они смотрят под прагматическим углом зрения, насколько они способствуют достижению цели.
    • Мальчики предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе.
    • Девочки склонны к интригам, предпочитая хитрую и скрытую борьбу.
    • Свои чувства мальчики выражают открыто.
    • Девочки скрывают свои чувства и намерения, они способны понять намек.

Из этих особенностей можно сделать следующий вывод: девочек и мальчиков следует готовить к выполнения предписанных им функций и предназначенных ролей опираясь на заложенные природой особенности их организма и связанные с этим особенности развития и формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Краткие выводы  по теме.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В своей работе я не стремилась охарактеризовать все  биологические факторы формирования личности, а только проанализировать влияние некоторых из них на развитие личностных качеств человека.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической  литературы по теме данной работы я  поняла, что личность есть нечто  уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она  взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью.

Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом обусловливает фактор наследственности. Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

К биологическим  факторам относится врожденные особенности  человека. Врожденные особенности –  это особенности, которые ребенок  получает в процессе внутриутробного  развития, обусловленные рядом внешних  и внутренних причин.

 

6. Библиография.

  1. И.П. Подласый. Педагогика: учебник; М.,2006.
  2. Н.П. Дубинин и др. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения.-М.1989.
  3. Э. Фромм. Психоанализ и этика.-М.,1998.
  4. С.Л. Рубинштейн. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы педагогики. М.,1949.
  5. Г.Н. Филонов. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. М.,1983.
  6. К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. М.,1968.
  7. Ю.А. Миславский. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,1991.
  8. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике/ ред. З.И. Равкин. М.,2000.
  9. Формирование личности в переходный период/ ред. В.Дубровина. М.,1987.

    10) Э. Фромм. Душа человека.-М.,1992.

    11) Ч. Ломброзо. Гениальность и помешательство. М.,1995.

Информация о работе Биологические факторы развития личности