Биография Леонтьева А.Н

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы.

Оглавление

Введение 3
1. Биография Леонтьева А.Н. 4
2. Теория возникновения деятельности по А.Леонтьеву 10
Заключение 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

Реферат выполнила.docx

— 30.93 Кб (Скачать)

Сегодня исторические работы пишутся уже о нем (например, "Леонтьев и современная психология", 1983; "Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева", 1999). Его труды по сей день систематически переиздаются за рубежом, а иногда даже и у нас, вопреки повальному увлечению псевдопсихологическими манипуляциями. В телеграмме, присланной на смерть Леонтьева, Жан Пиаже назвал его "великим". А, как известно, мудрый швейцарец не бросал слов на ветер.

2.Теория  возникновения деятельности по  А.Леонтьеву

Леонтьев рассматривает  личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической  деятельности индивида, сознания. Обе  эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально  общее строение. Конституирующей  характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а после  она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Деятельности включает в  себя, такие взаимно-превращающиеся единицы как потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые  с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. действие лишается смысла, если мотив и предмет не отображены в психике субъекта. Действие внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

Вместе с рождением  действия этой, главной "единицы" деятельности человека возникает и  основная, общественная по своей природе "единица" человеческой психики  – смысл для человека, то, на что  направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных  действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому  условию действия, появление уровней  осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг  мотива на цель" и превращение  действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутренним психическим  процессам, появляются внутренние действия, а впоследствии – формирующиеся  по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической, и обе они осмысленные и смыслообразующие процессы. Главными процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экстеориоризация ее внутренней формы как опредмечивание образа и переход его в объективно идеальное свойство предмета.

Смысл является центральным  понятием, при помощи которого объясняется  ситуативное развитие мотивации  и дается психологическая интерпретация  процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Личность – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, исполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей  психическими процессами, целостное  психол. новообразование, которое формируется  в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его  деятельности. Личность впервые возникает  в обществе. Человек вступает в  историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в  качестве субъекта обществ, отношений.

В понятие "личность" вкладывается относительно поздний продукт общественно-исторического  и онтогенетического развития человечества. Общественные отношения реализуются  совокупностью разнообразных деятельностей. Личность характеризуют иерархические  отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов. Последняя  рождается дважды: первый раз –  когда возникает его сознательная личность, второй раз – когда  у ребенка проявляются в явных  формах полимотивированность и соподчинение его действий.

Становление личности –  это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное  – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь.

На каждой возрастной ступени  развития личности представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий  ведущее значение в формировании новых психических процессов  и свойств детской личности. Фундаментальным  вкладом Леонтьева в детскую  и возрастную психологию стала разработка проблемы ведущей деятельности. Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал  в процессе развития ребенка смену  ведущих деятельностей, но и положил  начало для изучения механизмов превращения  одной ведущей деятельности в  другую.

Заключение

Леонтьев А.Н внес оргромны вклад в отечествееную и мировую психологию. Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

Выдвинул общепсихологическую  теорию деятельности – новое направление  в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры  деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Л. получила развитие в различных  отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь  обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей  деятельности и ее определяющем влиянии  на развитие психики ребенка послужило  основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным, и в то же время затормозило изучение врождённых психологических различий. При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Критики также отмечают тот  факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников  идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге "Деятельность, сознание, личность" (1975) он последовательно проводил тезис: "В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно".

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Проблема деятельности в психологии: 73-123. Деятельность и сознание: 124-158. Деятельность и личность: 159-189).

2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологи


Информация о работе Биография Леонтьева А.Н